О приходе Христа говорили древние пророки. Персидские мудрецы-волхвы видели Его звезду на востоке и шли поклониться Ему. В Рождественскую ночь открылось небо, и Ангел сказал пастухам:
—…возвещаю вам великую радость, которая будем всем людям! (Лк. 2. 10).
Каждый год мы встречаем Рождество Христово. Господь приходит на землю.
—Зачем? — спрашиваю протоиерея Георгия БРЕЕВА, настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.
Услышав вопрос, батюшка улыбается:
—Слово «зачем» звучит в нашем языке с какой-то внутренней претензией — к событиям, истории, даже к самому Евангелию: для чего всё это нужно?
—Да-да, есть такой оттенок! Но нам надо разобраться, что побуждает Бога снисходить к людям?
—Поговорить о Его явлении в нашем мире?
—Конечно, о явлении — загадочном, таинственном.
—Только человек задумается над чем-нибудь, начнёт искать ответ на какой-то вопрос — и Священное Писание тут же всё ему объясняет. Так и здесь.
Рождество — это точка, которую мы определяем как пришествие Господа в наш мир. Пришёл Он тихо, хотя и Небо о Нём свидетельствовало, Ангелы пели, и волхвы с пастухами к Нему спешили. Вся земля радовалась.
Но ещё до рождения Младенца о Его пришествии возвещал великий пророк Божий Исаия: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил» (Ис. 7. 14).
—Что значит — «с нами Бог».
—Архангел Гавриил в Благовещении Пресвятой Богородицы говорил: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя: посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим» (Лк. 1. 35). Вот как Евангелие предваряет Рождество Христа, указывая прямо, что будет.
Праведному Иосифу на его сомнения Архангел ответил во сне: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию,.. ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мф. 1. 20-21).
—Тут уже имя у Христа другое.
—Из чего оно складывается? Из двух древнееврейских слов, которые означают: «Бог спасающий».
—В русском языке звучит победно: Спаситель.
—Бог идёт спасать мир. И даже не пророк, а Архангел Божий благовествует об этом праведному Иосифу!
—Да, поразительно.
—И сразу понятно, с какой целью пришёл Господь в наш мир. Как из зерна вырастает громадное древо, так из коротких благовестий, свидетельств Священного Писания возникает ответ на наш вопрос.
Сам Христос Спаситель открывает: Он послан Богом Отцом на землю исполнить Его волю. И Евангелие от Иоанна Богослова говорит: «…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (3. 16).
Это не только объясняет, для чего приходит Спаситель, а показывает Божественное изволение.
—Да, так.
—Мы поём в Рождественских ирмосах: «Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, и в последняя от Девы воплощенному безсеменно Христу Богу возопиим: вознесый рог наш, свят еси, Господи!»
—В переводе заключительные слова означают: «Христу Богу воскликнем: возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи!»
—Божия воля проявилась прежде, чем наш мир сотворён. Нам трудно понять эту истину, но она — основа основ: Бог определил, что Единородный Сын Его придёт сюда. Господь понимал, каково Его творение: Он из ничего создал землю. И пророки постигли мысль, что человек — хрупкий сосуд. Причём настолько хрупкий, что чуть-чуть стукнется о землю, камень, об угол — и может совсем разбиться. Однако в нашу немощную физическую природу Бог вложил великую силу.
—Апостол Павел писал: «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2 Кор. 4. 7).
—Когда Христос стал проповедовать Евангелие, Он сказал, что пришёл спасать не праведников, а кающихся грешников (см. Лк. 5. 32).
—Взыскать и спасти погибшее (Мф. 18. 11).
— Это прямой ответ нам. Но как удивительно Священное Писание! Ни одного отклонения в сторону от прямого пути. От пророков до Евангелия — чёткая линия, ведь Слово Божие не меняется, Им создан мир. И Господь говорит: ни одна иота из закона, из заповедей Его не пропадёт (Мф. 5. 17). В Духе Божием всё согласно, нет разночтений.
—Но мы это по-разному понимаем.
—И свои домыслы вносим в Божественную Премудрость. Вот и может получиться нелепость. А настоящий ответ органичен, потрясающ. В нём полнота истины. Только по любви к человеческому роду Спаситель пришёл на землю — дать нам избыток жизни. Потому-то сказано, что Бог даёт благодать Свою не мерой, а с избытком (см. Ин. 3. 34). Он пришёл, чтобы это стало достоянием всех людей.
—Вы сказали о кающихся грешниках. Господь спасает только их?
—Покаяние — это изменение человека. Человек не может всегда вести себя одинаково, одинаково проявлять свои естественные силы. К ночи они иссякают, тьма покрывает землю — и нам надо отдохнуть. Утром появляется солнце — и пробуждаются, меняются люди. Их ждут дела, обязанности. Надо многое успеть.
—Очень многое!
—Пришествие Христа помогает нам изменить духовную активность, понять: что бы мы ни делали, наша деятельность обретает смысл, подлинность, если внутри своей немощной, слабой природы мы хотим связать её с Вечностью. А, может быть, даже посвятить Вечности.
Земная реальность ускользает от нас. Сегодня есть — завтра нет. Меняется вид планеты, появляются и исчезают страны, вырастают и разрушаются города. А духовность — постоянна. Она созвучна Вечности — и через неё сама Вечность, как в зеркале, отражается во времени.
—Как бы вливается во время?
—И тогда человек не подвергается маете, потому что жизнь только в физиологическом плане — маета. Мы маемся, нам тяжело. Приходят люди на исповедь и повторяют: «Ой, батюшка, каемся! Вся жизнь в суете».
Правильно, в суете. А «всуе» — значит напрасно. Бежим, бежим, но цели не достигаем. Делаем, делаем — и остаёмся у разбитого корыта.
Господь пришёл дать нам ведение, знание, Божественный пример Богочеловека. Каждое слово Его для нас — Источник Жизни. Мы оскудеваем, а этот Источник уже готов нас поддержать, подкрепить, просветить.
—И утешить, что тоже важно.
—Мы издалека готовимся встретить праздник Рождества Христова — и чувствуем, как нам важно соприкоснуться с этой неизмеримой премудростью, благостью, неизречённым человеколюбием Бога. Он стал Человеком, чтобы человека сделать богом. У святых древних веков это звучит лейтмотивом: Господь пришёл на землю, смирился, стал доступен нам, чтобы возвысить до Себя, обожествить людей.
—Ангелы в Рождественскую ночь пели: «…и на земле мир» (Лк. 2. 14) Какой мир приносит Христос?
—Наша земля полна событиями, будоражащими нас.
—Да, в стране, семье, приходе, коллективе.
—Хочется отдохнуть, а включишь телевизор — и слышишь выстрелы. Нервы напрягаются, невольно говоришь: «Господи, зачем это? К чему? Отчего?»
Раньше было два слова «мир», и они отличались по написанию: мiр —Вселенная и мvр — Божественный, когда речь идёт о состоянии единения с Богом, потому что от Бога исходит всё, чем живёт человеческий дух, мысли и сердце.
Хорошо сказал Апостол Павел: Христос — наш мир (см. Еф. 2. 14). Это мир Божий, который над нами и в нас: «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17. 21). А что такое Царство Божие? По слову Апостола Павла, это любовь, надежда, вера, те дары благодати, которые делают человека счастливым, духовно здоровым, возвышают (см. 1 Кор. 13. 13).
—И всё это — вместе.
—Бог никогда не оставлял землю Своим промыслом. Но вот родился в пещере Христос — и Ангелы увидели: Господь вошёл в ткань мира. Они стали это благовествовать.
В яслях лежит Младенец — и вся земля удивляется. Есть такие Рождественские стихиры, в которых даже сама мелодия потрясающе тонко передаёт это веяние внутреннего мира, тишины, покоя. И даже мраз — мороз ночной, когда вся земля заснула. Смотришь на неё сейчас — она спит в покое, ждёт пробуждения. А в Рождественскую ночь, в тишине посетил её «свыше Спас наш, Восток Востоков».
Очень я люблю этот праздничный светилен и всегда прошу хор: «Исполните его!» Мелодия переливается, в ней широта, глубина, небеса с землёй соединяются. А в сердце всего — Младенец, наш мир Христос Бог. И вся природа замерла. К яслям склонились животные. Застыли в поклоне волхвы. Звезда сияет. Чудная картина!
Если бы Бог не любил нас, Он бы не пришёл на землю…
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ