ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду» (Мф. 5. 21). Мы говорили в прошлый раз, что эта заповедь не Христова, а ветхозаветная. Господь объясняет нам: ветхие заповеди тоже духовны. Но, чтобы это заметить и исполнить, нужен внутренний человек — совесть, душа.

Господь открывает нам иное отношение к старому, ведь оно христианам тоже помогает. Если мы споткнёмся, обидимся, позавидуем — и при этом дадим себе волю, то всё быстро закончится: или я пристукну другого, или он — меня.

Мы часто отпадаем от веры. Не формально от неё отказываемся, а по существу воюем с Богом, ближними. Наше сердце бывает не с ними. И тогда, в конце концов, нам помогают вырубленные на камне слова древних заповедей: «Не кради! Не убивай!»

Ветхий человек исчезнет в нас, когда мы воскреснем, преобразимся. Тогда и ветхие заповеди уйдут, останется только одна Христова — о взаимности: «как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13. 34). Забывая себя, жертвенно.

Бог относится к людям со снисхождением. У Него нет к нам высоких требований, Он предлагает исполнить самое маленькое. А вот «не убей» — трудноисполнимо. Объясню, почему.

Нам кажется, что заповедь обращена к людям, которые вышли с оружием в руках и готовы уничтожить друг друга. А если человек — совсем беспомощный? Или, как говорили в третьем рейхе, «неполноценный» — глубоко болен? Ведь тогда понятие «не убей» как бы стирается в сознании, и от «неполноценного» вроде бы можно освободиться.

Подавляющее большинство людей, я уверен, отказывает в праве на жизнь человеку, который состоит всего из нескольких клеточек, и считает, что может этой жизнью распоряжаться. Её запросто уничтожают, в законах записано, что это полезно, даже хорошо и можно делать в государственных клиниках.

Я не хочу перевернуть мир, но мы говорим о заповедях. Такое убийство во чреве сейчас даже не считается убийством. Причём женщина хотя бы ощущает, что убивает, а мужчина вообще может не замечать, не знать, не следить за этим. Ему всё равно. Люди даже не представляют, что они ответственны за чью-то жизнь.

В уголовном кодексе есть статья о покушении на убийство. Но мы нигде не видим заботы о сохранении жизни. Допустим, человек ведёт автомобиль, который способен принести смерть другому. К этому надо соответствующе относиться, а правила дорожного движения, эксплуатации различных механизмов легко нарушаются. Это вроде бы норма, оправдано. Страха перед убийством, живого восприятия последствий убийства — нет.

Практика показывает: не только в древнем, но и в нашем просвещённом мире заповедь «не убей» выведена за рамки общества в какие-то резервации человеческих отношений. Апостол Павел говорил, что проповедь Христа для одних — соблазн, для других — безумие (см. 1 Кор. 1. 23). Так и объяснение того, что такое убийство, многим кажется смешным.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение следует)

Добавить комментарий