«АНДРЕЙ ФЁДОРОВИЧ, ЗАХОДИТЕ!»

Семья с двумя небольшими детьми оказалась на юге — очень далеко от родного Петербурга. Нелегко жилось в чужой стороне. И совсем тяжко стало, когда муж заболел. Лечение не помогало, он впал в кому, и по поведению врача жена поняла: супруг скоро умрёт.

Стояла палящая жара. Женщина отвела детей к соседям. Открыла в доме окна и двери, но это не приносило облегчения. Она стояла у окна и думала о том, что сейчас поехала бы на могилку блаженной Ксении — и выплакала бы ей свою беду, попросила о помощи.

Вдруг — стук калитки. На пороге появилась женщина неопределённого возраста в валенках, шубе, белом пуховом платке. В такое пекло!

—Голубка, скажи мне, где живут Пироговы? — заговорила она. — Я ищу их.

—Через два дома…

—А что твой-то — плох? — и незнакомка подошла к постели умирающего. — Слушай, голубка, не печалься! Вчера тут приезжал один важный доктор, такой учёный, что страсть. Он говорил, что больного надо кормить каждые полчаса понемногу, по две ложечки. Ну, давать молока, чаю, каши, а там уж сама что придумай.

—Да он уже три дня губ не разжимает.

—Ничего, ничего! Ты попробуй. Ну, прощай, мне пора.

Жена приблизилась к постели мужа. Неожиданно он открыл глаза и прошептал:

—Пить…

Сделал глоток и спросил:

—Кто подходил ко мне?

Жена рассказала о странной женщине в шубе и валенках. И обещала узнать о ней у соседей, которых та разыскивала. Но незнакомку, как оказалось, никто не видел. Услышав это, муж произнёс:

—Ну, так слушай. Ведь я умирал и сознавал, что умираю. У меня не было сил ни открыть глаза, ни позвать тебя. Вдруг я почувствовал, что кто-то подошёл ко мне, и на меня сразу повеяло прохладой. Я силился схватить струю этой прохлады и теперь знаю, что поправляюсь. Ты ведь молилась? Кого ты звала на помощь?

—Блаженную Ксению, — ответила жена. И разрыдалась. Она поняла, кто была эта незнакомка в валенках.

А ведь жизнь самой Ксении Петербургской изменилась в тот момент, когда умер её муж…

«МНЕ ТЕПЕРЬ НИЧЕГО НЕ НУЖНО…»

На Петербургской стороне в XVIII веке стояла церковь в честь Апостола Матфия. Недалеко от неё был дом придворного певчего Андрея Фёдоровича Петрова. Жил он с женой Ксенией Григорьевной. В те времена даже не военные люди имели военные чины — так обозначалось их общественное положение. Андрей Фёдорович был полковником.

Что тогда произошло в семье Петровых, неизвестно. Но Андрей Фёдорович внезапно умер — без исповеди, Причастия. Ксении Григорьевне было двадцать шесть лет. Кончина мужа и обстоятельства смерти произвели на неё сильнейшее впечатление. Дорог был ей этот человек. И она — дорога ему.

За гробом мужа Ксения Григорьевна шла в одежде супруга. Родственники и близкие смотрели на неё и скорбели: видно, от горя помутился рассудок. А она говорила им:

—Не зовите меня Ксенией, зовите Андреем Фёдоровичем!

Часть дома Петровых снимала Параскева Антонова. С Ксенией Григорьевной она была в добрых отношениях. И, конечно, хотела облегчить страдания хозяйки, поговорить с ней:

—Как же ты жить теперь будешь, матушка?

А в ответ:

—Да, похоронил я свою Ксеньюшку, и мне теперь ничего не нужно. Дом я подарю тебе, только ты бедных даром жить пускай. Вещи раздам, деньги в церковь снесу, пусть молятся об упокоении рабы Божией Ксении.

И Параскева, и родные Ксении всё-таки хотели, чтобы дом у неё остался. Ну, как жить молодой женщине без крова? Обратились к начальству Андрея Фёдоровича, чтобы не позволили Ксении раздарить имущество.

Ксения Григорьевна на беседу явилась. На вопросы отвечала разумно. И начальство признало: она имеет право действовать так, как считает нужным.

«АНДРЕЙ ФЁДОРОВИЧ»

Чтобы отмолить душу усопшего, Ксения Григорьевна оставила мир. Но не ушла в монастырь, а стала Христа ради юродивой. Блаженной, как ещё говорили в народе.

Юродивый ведёт себя внешне как душевно больной, невменяемый. Говорит непонятные вещи, идёт, куда вздумается. При этом молится — и терпеливо принимает зло от окружающих.

Люди слишком часто бывают недовольны, раздражены. Накричат, нашумят, с кулаками на кого-нибудь полезут — и в ответ получают то же самое. А Христа ради юродивые — не отвечают. На них шумят — они молчат, их бьют — они терпят. И зло останавливается. Уходит, как молния по громоотводу, не причинив никому вреда.

Молодая женщина скиталась по улицам Петербурга и объясняла знакомым:

—Ксеньюшка моя скончалась и мирно почивает на кладбище, я же грешный весь тут!

Не случайно от лица мужа она называла себя Ксеньюшкой. Значит, такое ласковое имя принято было в их семье. В жару и мороз ходила Ксения Григорьевна в одежде супруга, в рваных башмаках на босу ногу.

Увидят её люди — и сразу обращают внимание, отключаются от собственных забот. Кто посмеётся, кто головой покачает. Дети бегут следом, дразнят. Если она что-то ответит, ещё веселее становится. И хочется больше её уязвить. Настоящий громоотвод.

Некоторые Ксению жалели, еду предлагали, копеечку давали. Она никогда не брала других денег — только копеечку. И то почему-то не у всех. А потом пойдёт и копейку эту нищим отдаст, таким же, как сама.

НЕ ПРОСТО ТАК

И стали горожане замечать, что Ксения говорит — не просто так, идёт туда, где без неё случилась бы беда. За ней начали подсматривать и выяснили: по ночам она выходит за город на поле — и на просторе молится. Кладёт поклоны на все стороны света.

Или вдруг спешит Ксения по улице, подходит к женщине и протягивает той монетку:

—Ничего, потухнет!

Что потухнет? Непонятно. Женщина возвращается домой, а там пожар. Но соседи вовремя увидели пламя, потушили.

Или матери, у которой ребёнок болен, скажет:

—Всё будет хорошо, голубка!

И дитя выздоравливало.

Купцы убедились: стоит Ксении взять у них чего-нибудь — и торговля весь день удачная. Извозчики обнаружили: если Ксению хоть немного подвезти, хорошая прибыль гарантирована. Теперь, как только она появлялась у торговых рядов, её наперебой заманивали в лавки:

—Андрей Фёдорович, заходите!

—Андрей Фёдорович, угоститесь!

Извозчики предлагали:

—Андрей Фёдорович, позвольте подвезти!

Молодые мамы подносили детей:

—Андрей Фёдорович, благословите!

И каждый, кто произносил имя Андрея Фёдоровича, невольно молился о нём! Когда мы произносим имя человека, это всегда молитва. Другое дело, что не всегда — к Богу. Но тут — обращались к человеку Божию, и молитва шла к Господу. Вот как мудро отмаливала мужа блаженная Ксения!

Уже давно износила она его костюм, одевалась в юбки с кофтами. Обязательно сочетала два цвета: красный и зелёный. Сочетание контрастное, безвкусное, несообразное. Юродивое…

НА СМОЛЕНСКОМ КЛАДБИЩЕ

В 1890-х годах на Смоленском кладбище строили храм. Стены уже высоко выложили — и каменщикам приходилось тратить много времени, чтобы поднимать наверх кирпичи.

Однажды приходят они утром на работу и видят: кто-то уже натаскал кирпичей на леса. Это стало повторяться изо дня в день. Решили выяснить, кто благодетель. И совсем не удивились, когда увидели: Ксения усердствовала на стройке.

Как и где блаженная предала душу Богу, неизвестно. Но, вероятно, как многие святые, успела она кому-то сказать:

—Приходите на мою могилку — и я услышу вас.

Похоронили Ксению Григорьевну на Смоленском кладбище, недалеко от нового храма. И сразу же потянулись к ней сюда больные и родственники больных, безработные, бездомные, отчаявшиеся. Просили священников отслужить панихиду, брали щепотку земли — и очень быстро разобрали могильный холмик. Его насыпали снова. Опять разобрали.

Тогда на могилу положили каменную плиту с такой надписью: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. На сем месте погребено тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчего Андрея Феодоровича в ранге полковника, осталась после смерти мужа 26-ти лет, странствовала 45 лет; всего жития ея было 71 год; называлась Андрей Феодорович. Кто меня знал, да помянет душу мою для спасения своей души. Аминь».

Вначале XX века над могилой Ксении Петербургской построили часовню. После событий 1917-го года по приказу властей часовню огородили забором. Но блаженную не забывали, стремились к живому, тёплому помощнику в бедах, к заступнице перед Богом.

…Часовня святой Ксении Петербургской теперь открыта. В ней каждый день многолюдно. Служатся молебны, горят свечи. Невозможно собрать все случаи, когда по молитвам к блаженной люди исцелялись от болезней и пьянства, находили близких, обретали кров. Возвращались к жизни. Именно об этом говорил Спаситель Христос: «верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14. 12).

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

6 февраля — память святой блаженной Ксении Петербургской

Добавить комментарий