Это один из тех псалмов, в которых с потрясающей силой выражается дух покаяния: В конец, в песнех о осмом (на восьмиструнном инструменте), псалом Давиду 6.
По объёму псалом небольшой, но очень проникновенный и мощный. В нём мы видим интересное свойство пророков: они говорят о событиях духовных, которые происходят не в нашем временном, а в ином измерении. И при этом отмечают, как духовные вещи выражаются во внешних обстоятельствах — на физическом уровне.
Заметно это и в шестом псалме. Тут чувствуется взаимодействие Божественных сил — и души самого псалмопевца, оказавшейся в тяжких обстоятельствах.
То, что испытывает царь и пророк Давид, не назовёшь переживанием: это буквально горнило внутренних страданий — и из него выплёскивается покаянная молитва к Богу. Царь Давид предстаёт перед Творцом и обращается к Нему: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене (2).
Молитва его складывается необычно: он ни о чём не просит, а как бы предваряет прошение, чтобы Бог не обличил его в ярости и не наказал в гневе.
Понятие обличиши имеет глубокий смысл. Мы теперь понимаем «обличение» как доказательство вины преступника. Порой человек совершает беззакония — и рассчитывает на безнаказанность. Чтобы подтвердить его вину, иногда приходится собирать целые тома документов.
У Бога обличение — совершенно иное: Господь Всевидящий, Создателя ни в чём не надо убеждать; Его обличение нужно — самому преступнику, чтобы тот осознал, что натворил.
Царь Давид силой Божией благодати постиг, каким беззаконником является перед Богом, увидел в истинном свете собственные неправильные поступки, маловерие, малодушие, увлечение роскошью жизни. Тут можно многое перечислять. И прежде чем просить о чём-то Господа, пророк молит Его: «Не в ярости Твоей обличай меня, не во гневе Твоём наказывай меня!»
«Ярость» Бога — это, конечно, выражение условное. Из опыта того же царя Давида мы знаем: «Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует». Это прекрасно сказано в псалме, который поётся на Литургии (102. 8).
Пророк не отрицает этого своего опыта, но говорит о том, что не достоин милости Божией, а заслуживает Его ярости, то есть сильнейшего проявления недовольства. Ярость всё сметает на пути — и псалмопевец объясняет это на духовном языке.
Преступник обличён. Дальше обычно следует приговор, за ним — наказание. Царь Давид видит, что никуда не годен перед Господом, и просит, чтобы Бог не наказывал его в гневе — тоже очень сильном чувстве.
Так предваряет пророк молитву — и это уместно. Мы по себе знаем, как иногда не можем приступить к Господу, обратиться к Нему. Скорбим, переживаем, томимся. И преподобные отцы советовали в подобных случаях: «Ты Божию Матерь попроси! Она умолит Сына, а потом уже подходи к Христу!».
Это правильно. Почему святые — помощники нам? Да потому, что заступаются за нас, даже когда мы Бога прогневили и не смеем глаза поднять на небо — подобно мытарю из Евангельской притчи. Он только бил себя в грудь и говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (см. Лк. 18. 13). Так и царь Давид просит: «В гневе Твоём не накажи меня!»
Дальше, собственно, начинается молитва: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь, исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя (3). В слове «помилуй» звучит глубокое смирение. Пророк понимает: его природа совершенно не исправлена, заражена пороками. Грех всегда расслабляет человека изнутри. Когда наступает согрешение, у нас начинается немощь: трудно помолиться, прийти в церковь, припасть к священнику в покаянии.
У пророка Давида правильный строй молитвы. Он открывает: хочу исправиться — и не могу по немощи.
Христос сказал апостолу Павлу: «…сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12. 9). И у пророка Давида здесь верный подход — как образец для нас, кающихся: «Я немощен, у меня нет дерзновения к Тебе, Боже, не родился спасительный дух покаяния». Это начало раскаяния. А немощен — значит, болен, а если болен — исцели меня, Господи!
Исцеление — это возможность обрести силы, которые Бог всегда даёт человеку. Вспомните прокимен в Таинстве соборования: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь». Он взят из шестого псалма, который помогает нам строить молитву.
Дальше пророк усугубляет покаяние: яко смятошася кости моя. Кости — это основа нашей телесной природы. Отними их — и во что превратится тело? В бесформенную массу.
В душе Давида — глубокое покаяние и ведение, потому и рождаются у него такие сильные образы. Мне они очень нравятся. Он словно окидывает себя взглядом и видит: нет ничего, за что можно было бы зацепиться, ухватиться, опереться рукой.
И душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе? (4). Сначала пророк говорит о телесном состоянии, а теперь переходит к природе духовной. Древние римляне утверждали: в здоровом теле — здоровый дух. Но если в теле нет никакой крепости, — какой в нём дух? Кости смятеся — и душа тоже.
Смятение — это неустойчивость, внутреннее брожение, потеря себя. Душа всё понимает, сознаёт, а собрать себя не может. Чувства, ум, мысли будто расплылись. Как же мы страдаем, когда нас охватит духовное смятение!
И тут в псалме стоит двоеточие — как бы идёт обобщение: и Ты, Господи, доколе? Пророк не видит конца своим страданиям, словно Создатель не слышит его, не хочет помочь. Это момент некой оставленности Богом.
Вспомним, как Христос на Кресте взывает: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27. 46). И у пророка Давида кости — в смятении, душа — в смятении. Из неё вырывается вопль: Обратися, Господи, избави душу мою: спаси мя ради милости Твоея (5).
Как будто Творец отвернулся от него: обратися! Посмотри, воззри на человека, которому нужно только одно — прекращение этого тягчайшего страдания.
Если Бог обратится, воззрит, — придёт избавление. Не ради заслуг, званий, пророка, а ради Его неизречённой милости. Всегда мы прибегаем именно к ней, зная, что Господь многомилостив и человеколюбив, не хочет смерти грешника. И какой бы подвижнической ни была чья-то жизнь, понимаем: Бог только ради Своей милости приходит на помощь к людям. Непременно приходит! Имя Христа — Иисус, что значит «Иегова (Бог) спасающий».
Когда апостол Пётр тонул, он воззвал ко Христу: «Господи, спаси меня!» (Мф. 15. 30). Вот и у пророка Давида наступил подобный момент: Яко несть в смерти поминаяй Тебе: во аде же кто исповестся Тебе? (6). Псалмопевец чувствует: его духовные, душевные и телесные силы истощились. Как существо, созданное из перси, он может вот-вот исчезнуть, поэтому обращается к Богу: «Если это произойдёт, то из мёртвых разве можно помолиться тебе?»
Смерть обнимает всю человеческую природу: язык связан, мысль затухает. Когда душа выходит из тела, она может всё забыть — и только потом настанет пробуждение.
Был один подвижник высокой жизни. Ученики ждали, что после кончины душа его воссияет, пойдёт к небу, — и хотели быть свидетелями этого. А подвижник сказал им: «Вы не знаете, что такое смерть. Человеку требуется огромная концентрация ума, чтобы перейти границу двух миров — и не забыть, кто он. Надо помнить: я иду к Творцу и Богу, и всё, что остаётся позади, мне не нужно».
В Ветхом Завете души умерших всегда попадали в ад (его называли шеол — «место забвения») и находились там в сонном состоянии, ждали пробуждения, всеобщего суда. В аду нет Бога, в нём присутствуют злые силы и человеческие души, которым Господь не был нужен на земле: эти люди считали, что Ему незачем верить, слушаться, подчиняться.
А христиане, хоть самым малым образом связавшие свою жизнь с верой, с именем Божиим, имеют надёжное обещание Спасителя: «…верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Ин. 11. 25). Будет иметь «жизнь вечную» (Ин. 6. 40).
В шестом псалме — очень полезное напоминание для нас: торопись, человек, пока ты ещё жив! Не откладывай покаяния до последней минуты! А это часто бывает. Приходят в храм люди, просят причастить больного. Но, оказывается, он уже лежит без сознания. И как теперь быть? Приезжает к нему священник, пытается найти минуту, когда тот придёт в себя, чтобы спросить о желании покаяться, причаститься. И не всегда это получается.
Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (7). Здесь объясняется, что пророк приносит покаяние не только словом, но и делом. Мытарь из Евангельской притчи очистился от грехов одним искренним осуждением себя, биением в грудь, а царь Давид утрудихся воздыханием — постоянным и, вероятно, длительным: каждую ночь его постель была залита слезами.
Духовный труд, который пророк приносил Богу, обличая себя, — привёл его в изнеможение. Окружающие видели: человек подвергается большой скорби. Даже его внешность — переменилась.
Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих (7). В глазах недоброжелателей, ненавистников, врагов царь Давид стал выглядеть презренным, ничего не стоящим, отвергнутым Богом. Они думали, что Господь его не слышит — и, значит, он превзошёл меру их грехов и преступлений.
Эти люди не понимали спасительного действия покаяния, не знали, что Бог в лице царя Давида дал нам пример — на все последующие времена. И мог ли Создатель отвергнуть такую молитву Своего пророка? Конечно, нет.
С девятого стиха мы вдруг видим перемену, которая даётся тому, кто кается. Теперь псалмопевец спокойно заявляет: «Отступите от мене, все делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего: услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият» (9-10). Покаянный труд принимается Богом: Творец простил, помиловал Давида. И человек полностью меняется. В него вливается такая сила, — как будто он вновь родился, появляется мощь — и всё молодеет, расцветает внутри. Кто теперь посмеет смотреть на него оком, не освобождённым от греха?
То, что происходило с пророком, конечно, длилось не один день и час. Но появился псалом в какой-то удивительный момент, когда Давид почувствовал: Бог помиловал его, снова возвысил, поставил на первое место в обществе и в жизни народа.
Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устядятся зело вскоре (11). Кто мог противостоять царю и пророку? Никто. Поэтому он требует, чтобы враги удалились от него. Они такие же люди — не лучше.
Шестой псалом поражает своей удивительной завершённостью: псалмопевец преодолевает страдания при помощи веры, раскаяния и благодати Божией.
Господь, если и наказывает человека, то опять милостиво принимает его — за верность и искреннее покаяние.
Протоиерей Георгий БРЕЕВ