ПСАЛОМ ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЙ


Псалом Давиду, 36
, не имеет особого заглавия. Он научительный, и в первом стихе сразу звучит требование: Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие (1). Не ревнуй лукавым, не завидуй творящим беззаконие. Кто может так сказать? Наставник, слово которого произносится с властью.

В Священном Писании часто упоминается ревность. Как аккумулятор, она копит энергию, позволяет собрать и усилить чувства. Пророка Илию мы называем ревнителем правды Божией. Его горячая вера переходила в ревность, когда пророк обличал беззаконие.

Но в псалме — иной совет: не ревнуй лукавнующим. Почему возникает ревность к беззаконникам? Они не подчиняются Богу, ни в чём не ограничивают себя — и часто преуспевают в мирских делах. Окружающие порой соблазняются этим, прилагают высокие движения души к тому, чтобы добиться того же. А ревность надо беречь для иного.

Зависть — тоже сильное чувство. В нём есть сожаление: я ничего не успел, а беззаконный стал лицом значительным. Подобные рассуждения резко пресекаются в псалме: ниже завиди творящим беззаконие.

Зависть убивает душу. Дьявол позавидовал первозданному человеку, ведь Господь облёк людей в славу и величие, дал им Своё подобие. Змей отравил человека ложью — и в мир пришла смерть (см. Быт. 3: 1—5).

Творящие беззаконие нарушают заповеди Божии и даже хвалятся этим, считают себя выше других. Но те, кто строит свои дела на беззаконии, скоро высохнут, как трава, и отпадут, как стебли злака: Зане яко трава скоро изсшут, яко зелие злака скоро отпадут (2).

То, что кажется значительным в глазах людей, перед лицом вечности низменно и бессильно. Беззаконники погибнут — изсшут, как трава. И будут выброшены, словно зелие злака — стебли, которые сначала бывают зелёными, живыми, а когда созревают колоски, становятся бурыми, мёртвыми.

Что же должен делать человек? Пророк Давид отвечает: Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея (3). Уповай на Господа и твори добро — благостыню: береги природу, возделывай землю, работай над собой, своей душой.

Всё создал Господь для людей и повелел, чтобы род человеческий умножался, открывал и обживал новые территории (см. Быт. 2: 28). Пророк Давид призывает: насели землю. Она премудро устроена Богом и в изобилии приносит плоды, которые делают жизнь богатой и радостной: и упасешися (будешь жить и питаться) в богатстве ея.

Господь не говорил первозданному  человеку: «Вот Я тебя создал — и теперь ты страдай и мучайся!» Наоборот: весь мир — для тебя! Но тот, кто не обрабатывает землю, сам себя ввергает в разруху и голод, потому что не исполняет волю Божию.

Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего (4). Как можно насладиться Господом? Общение с Богом приносит людям самую большую радость. Всходит солнце, блестит роса, от каждого кустика и цветочка исходит чудный аромат. Ветры растворяют воздух, обнимают нас теплом. Вода утоляет жажду. Мы наслаждаемся благами природы. А существуют они не сами по себе: Бог дал их нам. Когда человек благодарит Его, он способен насладиться Господом.

Если мы испытываем наслаждение, радуется каждая наша клеточка. Всего полно — плодов, мёда, молока. Только не надо забывать о духовной сущности человека, заключённой в нашем сердце. В материальных благах будем видеть дар и заботу Небесного Отца: Он даст ти прошения сердца твоего — выполнит сердечные желания, сделает жизнь свободной и радостной.

Открый (открой) ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит: (5). Жизнь — это движение, поэтому она называется путём. Движение заложено в нашу природу. И человек, который хочет служить Богу, может смело говорить:

— Этот талант даровал Ты — и пусть он приносит пользу мне и людям!

Один строит дома, другой — храмы, третий расписывает их, четвёртый изобретает инструменты, чтобы облегчить труд. Созидают во славу Божию: открывают ко Господу путь свой.

Жизнь, богатая Божией благодатью, несёт в себе избыток внутренней радости. Люди действуют сознательно, а не как рабы, которые закопались в земных делах и ничего больше знать не хотят. Псалмопевец призывает: уповай на Бога — и Той сотворит ещё большие дарования: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне (6). Откроет всем, как свет, правду твою и сделает судьбу твою, как полдень.

Правда в том, что ты пошёл этим путём. Он принесёт тебе богатые плоды. Жизнь будет радостна и ясна, яко полудне — как полдень, наполненный солнечным сиянием. В Евангелии сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5. 16).

Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем человеку, творящему законопреступление (7). Почему пророк вдруг призывает: повинись Господу? Так проявляется готовность работать Создателю со страхом и радоваться Ему с трепетом (см. Пс. 2: 11).

Огромное богатство дал Бог человеку. Повинися — будь внимательным, чутким. Не возгордись, не припиши себе особого достоинства. Не уклонись сердцем и не скажи: «Земные дела для меня — самые важные». Образ мира сего — преходящий. Дары то умножаются, то отнимаются.

Чуткий человек понимает: ничего не совершается без воли Создателя. Начинает строить правильные отношения с Ним. Наше благо зависит от внимания и желания быть сопричастными благодати Божией. В любой момент будь готов исполнить, что потребует от тебя Господь, и умоли Его.

Дальше идёт предупреждение: Не ревнуй спеющему (преуспевающему) в пути своем человеку, творящему законопреступление. Такие люди стараются добиться превосходства над другими. И пророк Давид предостерегает: не увлекись этим — не ревнуй им.

Предприимчивый человек часто переходит границу, определённую законом Божиим. И при этом уверен: не стоит себя в чём-то ограничивать, дело идёт успешно. Но псалмопевец категоричен: не ревнуй творящему законопреступление.

Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй, еже лукавновати (8). Освободись от гнева, оставь ярость. Они разрушительны. И не прилагай сердца — не ревнуй к жизни людей, привыкших лукавить — еже лукавновати: они ничего не делают без того, чтобы не соврать, не покривить душой.

Зане лукавнущии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю (9). Ибо лукавые будут истреблены, терпящие же Господа, те наследуют землю.

Кто они — терпящии же Господа? Наша жизнь проходит в социуме, где часто встречается пренебрежительное отношение к Богу. От этого рождается и пренебрежительное отношение к ближним. Для пророка Давида это неприемлемо: закон Божий — сердцевина его жизни. В псалме он определяет духовные нормы.

У закона есть внешняя сторона — и многие относятся к нему внешне. А для исполнения его по сути нужна ответственность. Всё хорошее осуществляется с трудом. Лучше не делать, чем сделать кое-как. И терпящии понуждают себя выполнить волю Творца. Этот внутренний подвиг души принесёт плоды: жизнь человека будет полезна другим людям.

И еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место его, и не обрящеши (10). Ещё немного — и не будет грешника, и станешь искать место его обитания, и не найдёшь. Он не избрал путей Господних, не подчинил им своей воли.

Кротции же наследят (наследуют) землю и насладятся о множестве мира (11). И Христос Спаситель сказал: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5: 5). Среди людей незримо идёт война за место под солнцем. Но кроткие не подчиняют свою жизнь этим законам, а вручают Богу. И Господь отдаёт землю праведникам.

Кротость охраняет человека. Он не применяет силу против людей — и Бог творит через него Свою волю, даёт внутренний мир: и насладятся о множестве мира.

Назирает грешный праведного и поскрежещет нань зубы своими (12). Оказывается, грешник не полностью занят собой, он даже назирает — следит за каждым поступком праведного. И поскрежещет нань (на него) зубы своими. Скрежет зубов — это проявление звериных качеств: ярости, хищности.

Пристальный взгляд на других вроде бы естествен для нас: праведники и грешники живут рядом. Но в грешниках действует дух противления: они не терпят праведников. Пророк Давид открывает: духовных людей понимают только духовные. Плотским это не дано: у них чувственное устроение, оно по уровню ниже.

Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его (13). Господь же посмеётся над грешником, потому что предвидит его будущее. С Божественной высоты человек действительно смешон. Маленький, копошится на земле, уцепился за миллиардик и думает, что на нём свет держится. Уже само это несоответствие вызывает смех.

Бог всё видит — прозирает. Секунды мелькают — и вносят изменения в наши мысли, труд, обстоятельства. Мы не знаем, что будет через год или два, а в духовном мире это открыто. То, что произойдёт по воле Творца, коснётся души каждого из нас. И грешник, не воспитавший себя духовно, потерпит крах: всё, что он строил, в одно мгновение уйдёт из рук, яко (так как) приидет день его.

Меч извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем (14). Меч извлекли грешники, напрягли лук свой, чтобы низложить убогого и нищего, заколоть правого сердцем. Их борьба с праведниками передаётся военными терминами. Меч — это слово. Им можно убить человека, обезличить клеветой. А лук — уже прямая злоба, коварство. Кого же грешники хотят низложить? Нищего и убогого, которые и так еле стоят на ногах, просят пощады и милости. Но их хотят заклати — заколоть, потому что они правыя сердцем.

Меч их да внидет в сердца их, и луцы (луки) их да сокрушатся (15). Слова пророка звучат с Божественной властью: пусть это оружие войдёт в сердца грешников. «Взявшие меч мечом погибнут», — скажет Христос (Мф. 26: 52). И коварство грешников — их луцы сокрушатся.

Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа (16). Лучше малое праведнику. Оно заработано своим трудом или досталось от близких людей — и приносит радость. Человек живёт счастливо. А от награбленного богатства грешных многа (большого) душа съёживается и не получает утешения.

Зане (ибо) мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь (17). Образным языком пророк Давид рисует будущее грешников: их мышцы сокрушатся. Господь утверждает праведных.

Весть (знает) Господь пути непорочных, и достояние их в век будет (18). Пусть человек внешне сделал немного, но в тайне души он работал Богу. И эти труды пойдут с ним в вечность: достояние их в век будет.

Не постыдятся во время лютое, и во днех глада (в дни голода) насытятся, яко грешницы погибнут (19). Имея малое, праведники насытятся даже в годы бедствий. Бог пошлёт им помощь. А грешники, захватившие много, погибнут.

Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающее яко дым исчезоша (20). Враги же Господни, рассчитывавшие все вместе прославиться и вознестись, исчезнут, как исчезает дым. Врази же Господни — это беззаконники, принявшие дух неправды, лести, обмана, злобы, зависти. Люди развиваются, и одно зло порождает другое.

Заемлет (занимает) грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает (щедр и даёт) (21). Нам это знакомо. Иногда деньги выпрашивают в долг с умыслом — и не собираются возвращать. Надеются, что богатства прибавится.

Яко (ибо) благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся (22). Каковы дела — таковы и последствия. Вот и получается: благословляющие Господа наследуют землю, а проклинающие Его истребятся.

От Господа стопы (пути) человеку исправляются, и пути его восхощет зело (23). Господь определяет пути нашей жизни. Когда люди стараются видеть свои ошибки, заблуждения, их стопы становятся прямыми: исправляются. Бог хочет такого пути для человека: восхощет зело (очень). Христос даже открывает: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6).

Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его (24). Если упадёт, не разобьётся. А падения бывают даже у человека с добрыми намерениями — по неведению, неопытности, зависти демонов или людей. Но жизнь его не разбиется (не сломается), ибо Господь подкрепляет руку его.

Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы (25). Пророк Давид убедился: от времени юности (юнейший бых) до старости (ибо состарехся) он не видел, чтобы Бог оставил праведника и его детей — семени его нищими и просящими хлеба.

Весь день милует и взаим (взаймы)  дает праведный, и семя его во благословение будет (26). Бог — Источник правды и любит праведных. Милосердие — норма их жизни: они готовы помочь людям в любое время. И их семя — дети принесут им радость и благословение: во благословение будет.

Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века (27). Это наставление проходит через весь псалом. В нашем мире присутствуют добро и зло. Отойди от зла, оно всё разрушает, и твори добро. Тогда уже на земле будешь жить, как в вечности: и вселися в век века.

Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих, во век сохранятся. Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится (28). Суд — это способность отличить правду от лжи. Рассуждение считается самой высокой добродетелью. Разум как совершеннейший инструмент определяет и выбирает лучшее, отсекает вредное.

Бог сохраняет праведников для вечной жизни: не оставит преподобных Своих, во век сохранятся. А путь беззаконных иной: они исчезнут — изженутся, их дети будут уничтожены: семя нечестивых потребится.

Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней (29). А праведники наследуют землю и вселятся в вечность.

Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд (30). Через уста — слово люди открывают другим знания, духовный опыт, учат премудрости. А язык — то, что человек произносит, возглаголет суд — покажет всем, что он из себя представляет. Спаситель Христос скажет о том же: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6: 45).

Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его (31). Воспринятый не по букве закон Бога касается глубин духа. Человек не погубит себя, если закон лежит в сердце его, и духовный путь не потерпит краха: не запнутся стопы его.

И снова пророк Давид повторяет: Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его (32). Следит грешник за праведником и ищет, как бы умертвить его. От праведника идёт свет и многим указывает путь к спасению.

Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему (33). Господь не оставит праведника в руке грешника, и не осудит, оправдает его, когда будет судить.

Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя еже наследити землю, внегда потреблятися грешником узриши (34). Праведнику нужно отсекать соблазны, лесть, хранить путь веры. И Господь возвысит его так, что он наследует — наследити землю. А земля праведных — рай. Они увидят, когда настанет конец грешников: внегда потреблятися грешником узриши.

Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския (35). Видел пророк нечестивца, превозносящегося и возвышающего себя, как кедры ливанские. Человек находился в самообмане, высоко думал о себе, а следов от него не осталось: И мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его (36). И мимо шёл, и его не было, и искал, и не нашёл места его.

Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну (37). Пророк Давид наставляет: храни душу от разрушающих стихий и увидишь, что это правильно. Человек мирный передаёт другим это наследие — останок.

Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся (38). Беззаконные же будут все истреблены: и останцы (наследие их) — тоже. Дома, богатства не достанутся детям, будут отняты, ведь люди пренебрегли главным.

Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби (39). Эти слова закрепляют наставления пророка Давида: спасение праведных от Господа, Он Защитник их жизни во времена скорби.

И ещё шире псалмопевец подтверждает: И поможет им Господь, и избавит их, и измет (защитит) их от грешник, и спасет их, яко уповаша (уповали) на Него (40). Праведники остались верны Богу — и Он будет помогать им во всякое время, на всяком месте.

В этом псалме пророк Давид наставляет тех, кто не знает или сомневается, как жить, какой путь избрать — праведника или преуспевающего грешника. И предупреждает: один путь приводит к вечной жизни и оправданию у Бога, другой — к посрамлению и уничтожению. Будем делать выводы.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ