У этого псалма такое заглавие: В конец, о сынех Кореовых, о тайных, псалом 45 (1). Значит, исполняли его в конце — в конец Богослужения сыны Кореовы, лучшие из певцов. А слова о тайных заставляют задуматься: какую тайну записала на этот раз трость книжника-скорописца? Что открыл Бог пророку Давиду?
Внутренне псалом — величественный. Когда я начал его читать, у меня в ушах зазвучали торжественные марши. В Великую Отечественную войну по нашей улице проходили военные колонны. Впереди шли музыканты, играли марш — и настраивали всех на уверенный шаг, всевали в души победный мотив. Хотя каждый понимал: многие не вернутся с поля брани.
Псалом призывает уповать на Бога в самых трудных обстоятельствах, воодушевляет. И человек твёрдо, решительно, может быть, жертвенно движется, куда призывает Господь.
Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело (2). Это обращено ко всем верующим: Бог нам Прибежище и Сила, Помощник. В самом начале стоят слова, относящиеся к Творцу и написанные с большой буквы. Они похожи на знамя, которое несут перед войском.
Помочь может только сильный. Остальные разве что посочувствуют. Господь — единственный и надёжный Помощник в тяжких скорбях, обретших ны зело — постигших нас так, что их никак не одолеть.
Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская (3). Не будем бояться — ради чего? Бог Всемогущ, Он проявит Свою силу, когда это необходимо. Мы «Им живём и движемся и существуем», как сказал апостол Павел (Деян. 17: 28). И не испугаемся, когда — внегда смущается земля.
Что такое смущение земли? В Священном Писании землёй иногда называются языческие народы. Они сеяли великое возмущение среди людей. Второе значение этих слов — землетрясение, наводящее ужас: качаются и рушатся дома, исчезает твёрдая опора под ногами.
Господь сказал первому человеку после грехопадения: «Проклята земля за твои дела» (см. Быт. 3: 17). И состояние природы изменилось. Выросли волчцы и тернии. Начались землетрясения, бури. На города Содом и Гоморру пролился огненный дождь. Эти библейские образы нам известны.
На морском дне археологи находят остатки древних городов. Учёные предполагают, что Европу и Америку когда-то соединял целый континент — Атлантида, ушедший под воду. Там жили атланты. Это могли быть потомки Каина. Когда он убил Авеля и отделился от семьи, то начал строить города. А остальные люди, избранные Господом, жили просто. Хранили веру, предание.
Дочери Каина были очень красивы и вожделенны. Они стали входить в жизнь сынов Божиих — и от них рождались исполины, у которых плоть торжествовала над духом. Этого Господь не потерпел, устроил всемирный потоп (см. Быт. 6—7). Сорок дней и сорок ночей лил дождь.
В псалме тоже нарисована запредельная по масштабу картина: колебание земли доходит до гор, и они прелагаются (рушатся)… в сердца морская. А ведь горы — символ присутствия Божественной силы, неизменяемости, основательности. Как маяк, они указывают людям, куда бежать, где укрываться от морской стихии.
Сердца морская (морские сердца) — это, конечно, глубина. Мы говорим, что сердце человеческое — глубоко. Оно не на поверхности, как глаза и уши. Глубина его — непостижима. И Христос указал: зло выходит из недр наших сердец (см. Мф. 15: 19). А святой Макарий Великий отметил: там, в самой глубине, находится древний змей, искушающий нас помыслами.
Возшумеша и смятошася воды их, смятошася горы крепостию Его (4). Шумели и вздымались воды, тряслись горы от силы Господней. Эта картина дополняет предыдущую: горы сдвигаются с места — и чаша морская выплёскивается из берегов. Огромные волны вызывают шум — подобно грому, поднимают камни, всё разбивают на пути.
Такая стихия похожа на потоп. Тогда земля тонула в воде. А здесь ещё разрушаются сами природные основы: смятошася горы крепостию Его.
Некоторые толкователи псалмов предлагают перевести слова Давида на духовный язык — и становится ясно: речь идёт об очень тяжёлом искушении. Душу, будто щепку, швыряет из стороны в сторону. Подобные переживания испытывали люди очень высокой жизни — как пророк Давид. Они чувствовали, что могут не выдержать, сойти в ад. А это ещё страшнее: там огненная стихия, ей ничто не способно противостоять.
Вдруг в псалме открывается мирная картина: Речная устремления веселят град Божий: освятил еси селение Свое Вышний (5). Только что всё сметала ярость Господня, а тут спокойно текут реки — речная устремления, радуют глаз, веселят город Божий.
Вспомните, как приятно прогуливаться возле плавной, полноводной реки! Небо и солнце отражаются в воде, лёгкий ветерок освежает лицо. Не случайно города строили у рек. Москва тоже стоит на семи холмах, и внизу — речная устремления. Смотришь и думаешь: «Господи, как же красив Твой мир!»
Вода — основа жизни на земле. Зеркально чистые родники утоляют жажду, поднимают настроение. Как-то был у меня тяжёлый период, сильное нервное переутомление. И я стал гулять в Кузьминках. Там есть система прудов с проточной водой. Ходил по берегу каждый день часа по два. Смотрел на воду и чувствовал, как снималось напряжение, наступал отдых.
Реки изливаются непрерывным потоком, и в душе возникает мир и радость: веселят град Божий. Возможно, пророк говорил тут об Иерусалиме. Бог избрал его местом Своего пребывания. И, конечно, не простыми человеческими усилиями, а Его волей были выстроены дворцы, дома, храм.
Но скорее всего, в псалме град Божий — духовный образ. И вода — действие благодати Божией. Прозрачная, небесная, она исходит от Бога — и к Нему возвращается. Человек её жаждет.
В Священном Писании сказано: рай омывали четыре реки — Фисон, Гихон, Хиддекель (Тигр) и Евфрат (см. Быт. 2: 8—17). Орошали землю, создавали прекрасный микроклимат.
Вода всегда была символом Святого Духа. Христос в Евангелии обращался к народу: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7: 37). Спаситель часто посылал больных к купальням. Люди омывались — и очищались от болезней, прозревали.
Дальше псалмопевец говорит о селении Вышнего: освятил еси селение Свое Вышний. Это образ Царствия Божия. В нём не будет ничего земного, но в нашем мире отражается его красота.
Пророк Давид даёт нам великое откровение: Господь Бог свят. И пророк Исаия описал видение, в котором ангелы возглашали: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (см. Ис. 6: 3). В нашем Создателе нет никакой тени, перемены, сомнения. Ничего не приложишь к чистейшему Божественному свету: он всегда тот же.
Бог посреде его, и не подвижется: поможет ему Бог утро заутра (6). Мы просим в молитве: «Да приидет Царствие Твое…» Оно раскроется перед нами в вечности и будет невыразимо прекрасно: посреди него Сам Бог.
Апостол Павел был поднят в рай до третьего неба, но не смог рассказать, что ему показали. Не нашёл слов. Только сослался на изречение древнего пророка: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Господь любящим Его» (см. 1 Кор. 2: 9; Ис. 64; 4). И это не изменится: не подвижется.
Кому поможет Бог утро заутра? Всем, кто верит в Него, благоговеет перед Ним. Каждому живущему на земле важно знать, какая сила его поддержит, изменит к лучшему, исцелит. И псалом даёт ответ: ищите Божественной помощи.
Святые отцы утверждают: Господь помогает не сразу, потому что учит нас постоянству в молитве, живой связи с Ним. Но помогает Он всегда. Представьте: ночь, тьма — и вдруг появляется свет, наступает утро, во всей красоте разгораются солнечные лучи. Мы только просыпаемся, а помощь уже пришла, ещё раньше — заутра.
И снова Давид говорит о смятении: Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас Свой Вышний, подвижеся земля (7). Вначале псалма пророк рисовал картины морской бури, разрушения гор. Теперь он определённо говорит о людях. Народы пришли в движение: смятошася языцы.
Языцы — это язычники, не знающие истинного Бога, нашего Творца и Создателя. Царства склонились: уклонишася царствия. И тут даде глас (подал голос) Свой Вышний. Из Священной истории мы знаем: в переломные моменты Господь возвышал голос, давал знамения. И люди видели: события происходят не случайно, судьбы царств определены Богом.
Через пророков Создатель возвещал, что будет с тем или иным городом, страной. Вспомните, как Даниил растолковал сон вавилонского царя Навуходоносора. Тому привиделся огромный истукан, тело которого состояло из разных металлов: золотая голова, серебряные руки и грудь, медные живот и бёдра, железные ноги. А стопы — из железа, смешанного с глиной. С горы скатился камень, стукнул по глиняным ногам и разбил истукана, а сам превратился в большую гору.
И пророк Даниил объяснил Навуходоносору: так будут сменяться царства на земле: от золотого — до железного. И все их сокрушит пришедший на землю Мессия: Он откроет людям Царство Небесное (Дан. 2: 1—49).
Бог никогда не был вне человеческой истории. Его мудростью и благостью строилась жизнь народов, менялась земля — подвижеся земля.
Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль (8). Тут опять повторяется то же, что говорилось в начале псалма: Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иакова. Создатель никогда нас не оставляет, от нас не удаляется, нами не пренебрегает.
Но сами мы от Бога отходим, теряем внутреннюю связь с Ним, устойчивость в сознании. Особенно, когда происходят мощные катаклизмы, смятение народов. Пророческое слово всё расставляет по местам и звучит непреложно: Господь с нами! В это надо твёрдо верить.
Приидите и видите дела Божии, яже положи чудеса на земли: отъемля брани до конец земли, лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем (9—10). Пророк побуждает тех, кто хочет знать волю Господа: придите и увидите дела Божии, чудеса, которые Он сотворил. И после двоеточия объясняет, какие чудеса: прекратил брани до самых концов земли, сокрушил лук и сломал оружие, и щиты сжёг огнём.
В одном пророчестве Исаии тоже говорится о временах, когда остановятся войны, люди перестанут ненавидеть друг друга, в сердцах воссияет Божий свет, и «младенец будет играть под норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (см. Ис. 11: 8). Воцарится мир, наступит рай.
А пока государства тратят огромные средства на вооружение. И все понимают: иначе нельзя. Страны надеются на своё оружие, даже гордятся им. Кто успевает изобрести что-то новое, может противостоять другим. В древнем Египте появились колесницы, греки придумали огненные снаряды, которыми поджигали вражеские корабли.
Но всё оружие будет уничтожено. Давид объясняет: мы надеемся на силу Творца и Создателя. Господь хранил Свой народ, когда всё сметали страшные стихии. Призывал к верности, следованию за Ним. И призывает к этому каждого человека.
Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся от земли (11). Скорее всего, это обращение к язычникам, окружавшим Израиль. Упразднитеся — осознайте ничтожность того, что вы строили веками. Суетные земные дела не пойдут с вами в вечность, не прославят вас в Царстве Небесном.
Господь не хочет гибели грешника, а желает всем прийти в разум: и разумейте. Увидеть собственную злобу, ненависть, ожесточённость, преступность.
К этому призывает Сам Творец: яко Аз есмь Бог — ибо Я есть Бог, Тот, Кто создал человека по Своему образу и подобию, дал закон, говорит через пророков.
Это потрясающе! В торжественном гимне Давида говорит Сам Бог. Всё созидается Им, освещается, освящается.
Люди всегда понимали: Бог — это Полнота бытия, Источник жизни, истины, мира, благоденствия. Его не надо где-то искать, Он рядом. И, как сказано в заповедях, не нужно творить себе кумиров ни в небесах, ни в преисподней. Создателя не сравнить ни с чем земным.
Господь выше всех: вознесуся (вознесусь) во языцех. Наше сознание очень узко. Мы не можем оторваться от окружающих нас образов временного мира. Надо знать это — и искать единения с Богом, вести духовную брань, чтобы сохранить в себе человеческое достоинство.
Языцы — народы. Господь сказал первому человеку: растите, умножайтесь, населяйте землю, господствуйте над всем творением (см. Быт. 1: 28). Но люди забыли Его Божественные глаголы, живые заповеди. Всё делают по своим представлениям. А Бог не оставляет нас, управляет вселенной сверху — сверхъестественно. Господь выше всего, чему удивляются и отдают предпочтение люди, поэтому говорит: вознесуся.
Порой человек построит дом и заявляет: вот мой мир, больше мне ничего не надо! А того, что вокруг, для него как будто нет: небес, моря, гор.
И Господь вознесётся во языцех — над народами, потерявшими подлинное понимание себя как людей, от земли — над землёй.
Со времени пришествия Христа все слышат проповедь о Боге, нашем Спасителе. О том, что Он есть Любовь. Без неё человек одичал бы.
Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль (12). Теперь уже эти слова звучат как окончательное утверждение. Псалом свидетельствует: Господь сил с нами, Он наш Заступник. Вот истина, которую каждому человеку нужно иметь в сердце.
Через пророка Давида Бог говорит и свидетельствует: Он имеет полную власть в мире. Когда разыграются стихии, люди найдут спасение только в Нём.
Все живущие на земле в духовном смысле будут переживать периоды смятений, терять твёрдую основу под ногами. Народ Божий это знает и имеет большие преимущества. Господь освятил его, дал полноту Своей благодати: Он Бог людей, которые ищут единения с Ним.
Протоиерей Георгий БРЕЕВ