ПСАЛОМ СОРОК ШЕСТОЙ


Дорогие читатели! В этом номере вместе с протоиереем Георгием БРЕЕВЫМ мы снова читаем псалом сорок шестой, но открываем его новым ключиком. Священное Писание неисчерпаемо. Такое богатство даёт нам Господь.

Из заглавия этого псалма видно, что он адресован сынам Кореовым: В конец, о сынех Кореовых, псалом 46 (1). Часто авторы, зная хороших музыкантов, посвящали им свои произведения. Вот и пророк Давид поручил исполнение псалма великолепным певцам.

Псалом небольшой, но очень необычный по содержанию. Он выделяется тем, что с первых слов в нём звучит обращение ко всем народам: Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования (2). Всплесните руками, воскликните громким голосом, радостно прославьте Бога и Творца!

В Священном Писании говорится в основном об истории Израиля, и упоминаются только те народы, с которыми он встречался. А мир язычников был необъятным. Люди распространились по всей земле, сложились разные страны, нации. Жили они по своим представлениям, были активны, деятельны, развивали творчество.

Обращение пророка Давида к язычникам было неожиданным. Сам Бог законами и заповедями ограждал иудеев от общения с ними, определил Израилю особый путь. Когда нет строгих ограничений, постепенно происходит смешение людей, культур. Язычники были идолопоклонниками, их интересы ограничивались только земным существованием. А задачей Израиля было сохранить веру в Истинного Творца и приобщить окружающий мир к высокому знанию Бога.

С большим душевным величием пророк Давид говорит народам: восплещите руками. Рукоплескания, вероятно, были приняты среди них. Героев побед, праздников встречали овацией. Всплеснуть руками можно, когда видишь то, что вызывает восторг. Чувства переполняют душу — и нет иного средства их выразить.

У пророка Исаии тоже есть подобное обращение к язычникам. Он призывает всех приветствовать события будущего — приход Мессии: «Вот, ты призовёшь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего…». «Итак, вы выйдете с весельем и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам» (см. Ис. 55: 5; 12).

В любом деле, которое мы начинаем, участвует весь человек. Но именно руки совершают действие, осуществляют наши замыслы. В проникновенном молитвенном состоянии люди воздевают руки к Богу. Библия рассказывает, как пророк Моисей молился во время битвы израильтян с амаликитянами. Когда он поднимал руки, силы врагов ослабевали. Когда опускал, противник становился сильнее. И к Моисею приставили двух воинов, которые до конца сражения держали его руки, обращённые к небесам. Израиль победил (см. Исх17:11—22).

Это очень интересный эпизод! Великим постом в храмах поются слова псалма: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею — жертва вечерняя» (Пс. 140: 2). Что это значит? Люди, желавшие пережить близость к ним Господа, всегда воздевали руки: услыши мя, Господи!

Пророк Давид призывает: воскликните Богу гласом радования. Общее восклицание имеет особую силу. В Израиле оно даже входило в ритуальное действие. Люди чувствовали в нём присутствие Божие.

Малыми силами иудеи побеждали мощных противников. И понимали: тут Господь проявлял Себя как Покровитель народа. Без Его помощи такое невозможно. Священное Писание сохранило историю взятия города Иерихон. Вокруг него стояли неприступные стены. У израильтян не было надежды их разрушить. Но звук труб и всеобщее восклицание совершили невероятное: стены рухнули (см. Нав. 6: 19).

Святые отцы говорили: если в молитвенной устремлённости к Господу ты не достигаешь радости, то лишён самого главного. Настоящая молитва связана с переживанием, что ты услышан Богом. И тогда взыграет сердце, появится радость. Это состояние человек не может выразить.

Вспомним, как Пресвятая Дева Мария пришла к праведной Елисавете, матери Иоанна Предтечи, и та воскликнула: «…когда глас приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём!» (Лк. 1: 44) Елисавета исполнилась Божественной благодати, услышав голос Богородицы. Здесь присутствовал Сам Господь.

Когда гласом радования восклицали люди, объединённые верой, в нём выражалось общее желание быть с Богом до конца жизни. Но слова псалма обращены к язычникам.

Яко (ибо) Господь Вышний страшен, Царь велий (великий) по всей земли (3). Господь Вышний — необычные слова. Даже в других религиях существует понимание: высота Бога превосходит всех и всё. Не только землю, но и наше умное представление о Нём. Человек называет Господа Вышним — и так выражает глубокую признательность и благодарность Ему.

Но почему Он страшен? Это не физический страх, а совсем иной. Перед нами стоит Тот, Кто во много раз превосходит нас самих и наши способности: Его ни с кем не сравнишь, не поставишь в один ряд. Бог страшен, потому что непостижим.

Древний учёный Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры — и я переверну мир». А такой точки — нет. Только вера является опорой, с помощью которой мы можем принять, что открывает нам Бог со Своей высоты.

Человек стремится приблизиться к Творцу. Но стоит осуществиться этому желанию — и сразу возникает страх. С чем его сравнить? Представьте, на берегу мирового океана мерцает маленькая песчинка. Что она из себя представляет по сравнению с этим величием? Что может добавить к уже существующему миру?

С одной стороны, я песчинка на огромном берегу, а с другой — принадлежу ему. Страшно потерять себя, не найти отклика от Бога. Но ведь во мне есть Его образ и подобие. Конечно, Бог и человек — несравнимы. Но жизнь мне дал Господь. И эта мысль приносит покой, уже не приводит к страху.

Страх Божий свидетельствует: ты правильно строишь своё отношение к Тому, Кто превосходит тебя, творит твоё прошедшее, будущее. Страх Божий люди называют началом премудрости, когда в человеке открывается огромная способность быть причастным к необъятному миру — через свою умную природу.

Мы чувствуем спасительный страх — и благодаря ему имеем таинственное общение с Создателем. А если страха нет, человек может пойти по пути гордости, вообразить, что он не меньше Бога.

Страх этот всегда переживали святые и даже высшие небесные силы. Херувимы и серафимы приближаются к Богу и пламенеют: страшен Царь велий. И человек может приблизиться к Богу только в таком священном трепете.

Давид видит абсолютность Божию: Его Дух — Царь Небесный содержит всё творение. Пройдут века, тысячелетия. Царь велий по всей земли неизменно будет оставаться великим Царём для всех народов.

Покори люди нам и языки под ноги наша: избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби (4—5). Покорил людей и народы под ноги наши: избрал нас достоянием Своим, красоту Иакова, которую возлюбил.

Здесь пророк обращается к истории. Господь избрал Моисея — и он вывел народ из плена. Израиль стал отдельным государством. Давид говорит язычникам: по воле Бога иудеи обрели эту землю, Он покорил им окружающие страны. А покорённый становится на колени и признаёт над собой власть победителя.

Господь дал Израилю Своё достояние: обеты, заповеди, законы, — возлюбил доброту Иаковлю и обещал, что из рода патриархов Авраама, Иакова, царя Давида придёт в мир Спаситель Христос.

Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне (6).Восходит Бог в восклицаниях, при звуках труб. Псалмопевец открывает нам некое шествие Божие: от земли — подножия ног Его, на небо — место вечного обитания. Эти слова псалма мы слышим в храме на праздник Вознесения Господня.

Апостолы смотрели на восхождение Спасителя. И ангелы возвестили им: то, что совершается на ваших глазах, откроется в большей степени, когда Господь снова придёт на землю (Деян. 1: 11).

А пророк Давид открывает, как торжественно встречал ангельский мир вознёсшегося Господа: в воскликновении — восклицаниями и голосом труб — во гласе трубне. Род человеческий принял воплотившегося Богочеловека — и на земле родилась Церковь Христова. А в горнем мире произошло то, о чем тоже пророчествовал Давид: «Возьмите врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы».

До прихода Христа небо было закрыто для человека. И херувимы охраняли его запечатанные врата — символ грани двух миров: земного и Божественного. А Господь в славе вошёл в эти врата. Давид постигает то, что потом скажет Сам Спаситель: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (см. Ин.3: 13).

Поэтому: Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте (7). Это пение рождается от знания, что осуществляет Господь. И пророк призывает: пойте, люди, Богу! Он предвидит: им это будет открыто.

Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно (8). Пойте Царю всей земли Богу разумно — с пониманием, что явил Господь человеку Своим воплощением, воскресением, вознесением.

Духовный мир — сугубо разумен. А в условиях земного существования быть разумным — постоянный подвиг для человека. Нас окружает чувственный мир. Мы приняли его в свою природу. И он стоит преградой между нами и миром духовным, который есть в нас, но ещё не раскрыт, не стал нашим.

Разумное пение — это причастность к разумной силе, позволяющей видеть и понимать не только земные явления, но и то, к чему стремится всё существующее здесь. А стремится оно к горнему миру. И там, где прославление Бога происходит осознанно, пение преодолевает земные границы и сливается с небесной гармонией.

Воцарися Бог над языки, Бог седит на Престоли святем Своем (9). Воцарится Бог над народами, Бог сидит на Престоле святом Своём.

В нашем мире сменяются страны, правители. А воцарение Бога навеки означает: существует Царство Небесное. На Литургии священник возглашает: «Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки веков. Аминь». И этим утверждает: на Богослужении происходит то, что не имеет ограничений во времени и устремлено к вечности, освящается ею, наполняется духовной силой.

В древнем Израиле были судьи. А во главе окружающих государств стояли цари. Иудеи видели это. И однажды пришли к пророку Самуилу и стали просить его поставить им царя, чтобы быть под его защитой.

Пророк Самуил молился Богу, и Господь сказал, чтобы тот послушал народ, но предупредил, каким будет царь. Самых лучших сыновей он заберёт в своё войско, из девушек, кого захочет, возьмёт к себе, отнимет виноградники, скот. И все ему подчинятся (1 Цар. 8).

Но израильтяне упорствовали, не хотели, чтобы Господь был их Царём. И период царств оказался очень сложным. Одни правители хранили заповеди Божии — и тогда государство укреплялось. Другие — на первое место ставили себя, забывали, что призваны Господом, и народ страдал от этого.

Конечно, земной царь тоже ставится не без воли Создателя. Апостол Павел сказал: нет власти не от Бога (см. Рим. 13: 1). Но подлинный Царь и Его престол находится вне временных условий и является престолом вечным: седит на Престоли святем Своем.

Мы представляем себе престол как нечто твёрдо стоящее. А Божий престол составляют высшие разумные существа: многоочитые (со многими очами) херувимы и шестикрылые серафимы. В храме Христа Спасителя есть фреска Святой Троицы, на ней видно, как Бог восседает на этих могущественных силах.

Земля находится в движении. И престол Божий постоянно движется в неприступном свете. Это выше наших представлений. Христос сказал, что Бог явится, как молния, которая будет видна от востока до запада (см. Мф. 24: 27).

Престол Божий неизменен. И открывает славу Творца, перед которой нам остаётся только благоговеть.

Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим. Яко Божии державнии земли зело вознесошася (10). Какое высокое прозрение псалмопевца! Князья людей собрались с Богом Авраама.

Земные царства всегда были мятущимися: велись войны, не прекращалась борьба за власть. А благодать Божия открывает Давиду: наступят времена, когда все люди соберутся вместе с Богом Авраама — Единым, Истинным, Святой Троицей.  Господь объединит всех, и эти Божии державнии земли — князья, которым Создатель судил управлять народами, будут прославлены вместе с Авраамом: зело вознесошася — очень вознесутся в Царствии Небесном. Ведь они жили по заповедям Господним.

Этот псалом удивителен. От лица Божия с величайшей силой в нём звучит обращение ко всем народам — без исключения: вси языцы восплещите руками. Не думайте, что кто-то сможет прожить на земле какой-то своей особой жизнью. Радуйтесь и веселитесь от того, что откроется нам в вечности. Мы будем вместе приветствовать Господа.

Бог — Высочайший Разум, Всемогущий Творец. Всё, что заложено в нас Создателем, должно открыться, зазвучать. Тогда произойдёт чудное единение народов. И первое место будет принадлежать Божиим державным правителям.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ