Отошёл ко Господу протоиерей Георгий Бреев. Духовным чадам необходимо утешение. Где его искать? Конечно, у Господа, Царицы Небесной. И, по милости Божией, у самого батюшки. По вечерам я стала брать в руки его книги. В них звучит спокойный, негромкий голос. Высокие мысли о земле и вечности согревают сердце. Вот одна наша беседа — из книги «Радуйтесь!»
В редакцию пришло письмо из Алтайского края от нашего читателя, которому больше сорока лет. У него началось время потерь, умирают близкие. «Как пережить, выдержать всё это?» — спрашивает он.
За ответом еду к батюшке в Крылатское. Холмы покрыты снегом. Чёрные деревья усыпаны птицами. Кричат они громко, тоскливо. Но впереди, как свеча, горит купол на колокольне. А вот и отец Георгий встречает меня:
— Давай проходи!
И сразу начинает отвечать:
— Когда человек переступает рубеж сорока или пятидесяти лет, он сталкивается с новым видением жизни, её содержания. Тут может зашататься не только тот, у кого слабая вера, но и люди относительно крепкие.
Недавно, лет пять назад, я тоже пережил нечто подобное и стал задавать себе тот же вопрос. Ответил довольно просто: посмотри на себя, вспомни своё состояние в юности.
Так вот, помню необычайную внутреннюю энергию, неутомимую жажду жизни. Шли послевоенные годы. Мы не имели хорошей одежды, были полуголодными. Жилище наше — не дом, не изба, разве что сараем его назвать. Но, когда наступала весна и мы выходили на улицу, перед нами словно раскрывался новый мир — необыкновенно радостный, жизнеутверждающий.
— Душа пела?
— Да, в ней есть что-то, что выше любых трудностей. Такой избыток сил, энергии бывает в человеке, когда он молод. Недаром же говорят: буйство молодости. В эти годы люди могут всё: работать, учиться, много думать и читать. Постоянно быть в полёте, в исканиях. Господь даёт нам это, чтобы мы ощутили, поняли вкус жизни. Вот она — жизнь!
По сравнению с тем временем я сейчас живу как король: и квартира хорошая, и одежда. А ощущения-то уже другие.
— Какие?
— До пятидесяти лет я не знал про усталость. А в шестьдесят уже что-то не успеваешь, не получается. Обязанности возрастают, силы убывают. Энергия не та, а проблемы остаются. Да ещё начинается полоса потерь родных, близких.
Когда я хоронил родителей, тоже таким духовным взглядом окинул жизнь и подумал: «Они — это одно поколение. А за ними — ты уже сам очередник в тот мир». Таков порядок. Но в то же время удаётся ещё десятилетия служить, трудиться…
Все эти ощущения неминуемо посетят каждого человека. По-видимому, они являются очень важным лекарством для того, чтобы мы поняли: жизнь — не только фейерверк праздников, избытка сил. Если бы так было, то зачем нам вечность? Мы и тут хорошо живём. А период потерь помогает нам отрезвиться. И священника даже больше, чем других, может поразить мысль о бренности, скоротечности бытия.
— Вот как?
— Представь, почти каждый день мы кого-нибудь отпеваем. За последние две недели я похоронил семь дорогих мне людей. Даже не помню таких лет! Если за год умрут один-два близких человека — уже много. А тут — похороны и проводы. Невольно появляется малодушие. И чтобы не развились пессимизм, уныние, печаль, давай спокойно остановимся, возьмём себя в руки и поразмыслим.
У нас есть вера? Да. А разве Бог обещал, что мы вечно будем жить на земле? Что никогда не состаримся? Неужели мы раньше не знали, что ушли многие поколения, миновали тысячелетия земной истории?
Мы идём в храм. И чем он древнее, тем большими кладбищами окружён. Смотришь и думаешь: «Вот косточки лежат, такие прекрасные люди здесь были! И все они — прихожане храма, который мы сейчас возводим, реставрируем».
— Родные нам.
— Священное Писание говорит: жизнь человека на земле — семьдесят лет, если Бог сохранит ему здоровье — восемьдесят. Есть, конечно, долгожители, им удивляешься и радуешься: живые, трудоспособные. Мемуары пишут, делятся с нами хорошими мыслями. И это тоже дар Божий.
Сорок лет — хороший возраст. А дальше глаза ещё больше будут открываться на то, что наш мир — временный, подвержен превратностям, изменениям. Сказано же: нет ни одного человека, который прожил бы без скорбей, испытаний. Бог в земной жизни даёт нам уроки вечности.
Никогда прежде христиане не смотрели на скорби, утрату близких, как на безысходное, безотрадное, отчаянное положение. Вспомни, что писал апостол Павел: а вы не печальтесь, не предавайтесь отчаянию, унынию, как прочие люди, язычники, которые не имеют упования на вечную жизнь, не верят в воскресение, бессмертие (см.: 1 Фес. 4, 13).
Для неверующих, конечно, потери безвозвратны, невосполнимы. Умер друг — и смысл жизни как будто исчезает. Люди часто приходят и так прямо говорят: «Батюшка, а зачем мне жить?» Недавно молодая девушка (ей двадцать один год) приняла целую горсть таблеток.
— Что у неё случилось?
— Подружка погибла. Сейчас девушку спасли, даже положили в психиатрическую больницу. А разве Бога для неё нет? Веры нет? Понимаешь, такой узкий подход к самой сути жизни очень опасен. Можно перестать ценить дар жизни (а он — бесценен) и даже отвергнуть его. Такого не приведи Бог никому!
Когда человек начинает понимать, что и его смерть недалека, это может поразить сердце, душу, мысли отчаянием или ощущением бессмысленности жизни. Но люди умирали всегда. Просто сердце наше не было этим захвачено. Мы не пробовали поставить себя на место человека, который ушёл.
И тут надо вспомнить священные слова Христа о том, что Бог — Бог живых, а не мёртвых (см.: Мф. 22, 32). В Нём все живы. Господь сказал: «Я есть воскресение, и истина, и жизнь, верующий в Меня будет жить вечно» (см.: Ин. 11, 25–26). Эти слова сразу всё меняют!
— Они говорят о смысле жизни.
— Мы всё ближе подходим к нашей цели — вечности. И это хорошо. В такое время потерь лучше всего читать Евангелие, взять Псалтирь, молитвослов, помолиться за усопших. Когда человек глубоко молится за них, он ощущает, что души живы, бессмертны, близки, что любовь нас соединила — и никто никогда не разлучит. Нет трагедии. Нет несчастья. Нет причины для печальных, невыносимых картин, которые человек начинает себе рисовать и под тяжестью которых может заболеть.
Священное Писание, святые отцы единогласно говорят: Господь не наказывает нас, а учит, чтобы мы духовно прозрели и приготовились. Знаешь, к чему?
— Нет.
— К тому, что здесь, на земле, жизнь только засветилась, а впереди — ещё океан жизни. Безбрежный океан. Туда мы готовимся войти. Всё временное останется в этом мире. А нетленное, духовное, Божественное придёт с нами в вечность, наследует Царство Божие.
— Почему же путь в Небесное Царство Господь назвал узким?
— А потому, что на этом пути встречаются такие вот печальные явления, как болезни, скорби, смерть… Но человеку дано великое богатство — Священное Писание, вера. Имея их, он не ожесточается и не отчаивается.
— Батюшка, наш читатель пишет о переходном возрасте — после сорока лет.
— Да-да, этот возраст и в медицине отмечен: организм перестраивается, душевные, физические реакции становятся слабее. Зрение уже не то. Нет сил, энергии, как раньше.
А в духовном плане — чем человек старше, тем большую скорость для него набирает время: всё проходит намного быстрее. Почему? Я ответил себе так. В молодости душевные силы были настолько активны, что все впечатляло, откладывалось в сознании, памяти, чувствах. А сейчас душа насытилась впечатлениями. Правда, некоторые стареют и при этом ищут…
— Острых ощущений?
— Именно. Но это же всё приедается. А вот если правильно, умно, духовно, нравственно воспитывать чувства, то они всегда живые. Вот и к молитве некоторые как бы привыкают: каждый день — одно и то же. И у священников так бывает: раньше горел, а теперь вроде бы всё понятно и живого чувства нет.
Когда приходило подобное состояние, я делал над собой такой эксперимент. Говорил: «Ну-ка, давай не торопись, будь внимателен! Оставь все посторонние мысли. Остановись на каждом слове». И чувствовал: вот где причина! Оказывается, появляется некий внутренний «нарост». Сегодня почитал молитвы кое-как, завтра на первое место поставил какую-то житейскую заботу — и опять молитва отодвинута. Послезавтра — на бегу, на скаку всё прочитал. И пошло-поехало.
Но стоит человеку начать молиться спокойно, разумно, без спешки, с сознанием, что он стоит перед Господом, совершает священный акт — и оживают слова, опять несут живое чувство Бога.
В Священном Писании об этом сказано: сила слова Божия, благодать Божия — не в букве, а в духе, в ядре, в насыщенности. К этому ядру надо подойти, орешек раскрыть. И он тебя опять напитает, обновит твои духовные силы. По-видимому, это касается всех сторон нашей жизни.
— Мне один профессор медицины рассказывал: с возрастом постепенно замедляются все процессы в организме. За счёт этого время летит быстрее.
— Видишь, он подтвердил, что всё связано — и на духовном уровне, и на биологическом. Это реальность: жизнь как бы убегает вперёд от всего, что отживает. За ней невозможно угнаться.
А духовная здравость может всем этим опытом питаться. Человек готовится к вечности, к духовной жизни — и для него отмирает этот мир, отмирают и воспринимаются по-другому временные формы.
Даже из законов физики мы знаем: бывают такие условия, когда время останавливается. Так душа уйдёт — и времени не будет.
— Скажите, а почему после смерти близких первый год бывает особенно тяжёлым?
— Они же нам близкие, часть нашей души, сердца, мыслей. Мы же страдаем, когда теряем или повреждаем какой-то орган нашего тела. Так и тут. Люди между собой таинственно соединены — и духовно, и душевно, и по благодати Божией. И когда кто-то уходит от нас, мы чувствуем боль, ущербность.
Эти чувства не могут улечься сразу. Мы же должники друг перед другом и понимаем: не сделали для другого человека то, что могли бы сделать. Здесь начинает действовать совесть, остро переживая утрату. И это ещё раз подтверждает наше единство.
— Так, значит, всё должно отболеть?
— Если люди молятся, с пониманием подходят к потере, то со временем острота снимается. А если чувствуют вину, то могут долго её переживать, годами.
Нет ни одного человека, который бы навечно остался на земле. Земля — как мать. Мы же оставляем чрево матери, это лоно жизни, и родимся в мир, вступаем на самостоятельный путь. Потом наше тело ложится в лоно матери-земли.
А духовно нас рождает мать-Церковь. И все равно у нас должны состояться собственные отношения с Богом, собственный путь, который идёт в вечность.
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ
2006 год