ПСАЛОМ ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТИЙ


Название тут многословное. В нём изложена история создания псалма: В конец, в песнех разума Давиду, внегда приити Зифеем, и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас? 53 (1—2). К научению Давида в песне, когда пришли зифеи и сказали Саулу: не Давид ли скрылся среди нас?

Видимо, псалом был дорог пророку и со временем по его настоянию стал исполняться в храме. Давид не сразу записал его, поэтому в названии сказано: разума — в научение.

Бог вложил в творения пророка разумность, дал ему способность не просто рассказывать, что с ним происходило, но освещать, как он прочувствовал, воспринял происшедшее.

События тогда развивались стремительно, оставили глубокий след в душе псалмопевца. Когда они миновали, Давид спокойно, углублённо передал их.

В Книге Царств эта история описана (см. 1 Цар. 23: 19—28). Молодой пророк убегал от царя Саула с небольшим количеством людей. Пересёк границу Израиля и пришёл в город Зиф. Давид хотел скрыться среди зифеев, остаться незамеченным. Это было возможно. Одежда не выдавала его.

Но кто-то из жителей Зифа узнал Давида и сказал другим: это тот, кого больше всего страшится царь Саул. Опасается его мужества, воинской доблести. Действительно, Бог давал Давиду разум, волю, мужество, талант побеждать в боевых действиях.

Зифеи — язычники. Они поступили с Давидом коварно: приняли его и решили уничтожить. Но не своими руками. Тайно послали людей к Саулу донести, где скрывается Давид.

В псалме зифеи не просто сообщили царю, что пророк среди них, а поставили перед ним вопрос: не се ли Давид скрыся в нас? — не Давид ли скрылся у нас? Приди, посмотри! Они же не знали пророка в лицо и прибегли к хитрости, чтобы расположить к себе Саула. И в то же время вроде бы не предали Давида: пусть царь сам разберётся, он это или нет.

Саул хотел убить Давида и с многочисленным воинством выступил в поход. Положение пророка было безвыходным: зифеи негласно пленили его, он не мог бежать. И Давид стал усиленно молиться, как делал всегда: Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми (3).

Спасение — дело Господне, поэтому Давид взывал: во имя Твое спаси мя. Перед ним разверзлась бездна. В подобной ситуации наш разум не способен что-нибудь придумать. Только сила Божия может исправить положение.

Бог — Создатель человека и Защитник каждой души, каждого народа. У пророка не было другой надежды, но не было и веской причины, чтобы Господь обязательно спас его. Давид просил своего Творца, Заступника о помощи во имя Твое. В имени отражается Всемогущество Бога.

Внезапно на Израиль напали иноплеменники. Это вынудило царя Саула повернуть назад, чтобы прогнать врагов. Давид — один, а чужое войско — угроза всему государству.

Разве кто-нибудь мог предположить такое развитие событий? Это явно устроила Премудрость Божия. И Давид увидел тут промышление Господа о нём. Богу по силам отразить от нас любые напасти.

Сила — неотъемлемое свойство нашего Создателя. «Кто Бог велий, яко Бог наш?» — поём мы в молитве. Для Него нет невозможного, Он всесилен. Если Господь из ничего сотворил человека, то тем более способен защитить, когда нам грозит опасность.

Почему Давид просит: в силе Твоей суди меня? Бедствие никогда не происходит просто так. Это Бог судил ему осуществиться. Но Господь всегда встаёт на сторону того, в ком правда и истина. И Давид просит Его суда.

У пророка не было злых замыслов, стремления завладеть царским престолом. Давид не хотел причинить вреда Саулу. Молодой пророк тоже был помазан на царство — и эта благодать помазания приводила его в трепет.

Однажды в пещере Давид оказался позади царя, тот его не заметил. Пророк отрезал край одежды Саула, а его самого не тронул. Дело Божие — вершить суд над царём, даже когда тот в порыве мести и гнева поступает неразумно (см. 1 Цар. 24: 5—7).

Псалмопевец молил Господа услышать его: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих (4). В чрезвычайных обстоятельствах мы можем внутренне потеряться. В нас угасает воля, молитвенный дух. И первый вздох Давида о том, чтобы его моление не было подавлено страхом перед расправой. Он просил Творца вложить в его сердце и разум слова, привлекающие милость Божию: внуши глаголы уст моих — открой, что должны произнести мои уста.

Христос говорил в Евангелии: «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37). Давид не хотел произносить ничего лукавого, не искал своего. Он прибегал к Богу и чувствовал: молитва соответствует духу, который нужно приносить Творцу.

Яко чуждии восташа на мя и крепции взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою (5). Ибо чужие восстали на меня, и крепкие ищут души моей, и не имеют Бога перед собой.

Чуждии — это язычники. А Давид и Саул чужими не были, они принадлежали к одному народу. Царь даже отдал дочь в жёны Давиду. Но поступок Саула — хуже языческих замыслов. Те не хотели своими руками уничтожать пророка.

Даже за пределами Израиля крепции взыскаша душу мою — искали, как бы погубить душу Давида. Крепкие — воины Саула. Он вёл их, чтобы захватить пророка. А Господь не предал его в руки ненавистников.

Никто из преследователей псалмопевца не предложиша Бога пред собою — не искал Божией воли и не хотел понять: Господь готовил Давиду особое служение. Правда, Саул видел: Бог отвергает его молитвы, а молитвы Давида — принимает. Царь скорбел, приходил в ярость. Несколько раз бросал в Давида копья, но убить не мог.

А для Давида это был знак: отойди от зла! Не приближайся к Саулу, когда он в ярости. И пророк удалился в город Зиф.

Во всех этих событиях видна твёрдая последовательность. Гонители Давида не сомневались, что достигнут цели. Куда он денется? Зифеи его охраняют, войско за ним идёт. Но эти люди не предложиша Бога пред собою — не имели Его перед собой. Давид это подчёркивал. Язычники вообще не обращались к Господу и Спасителю. А Саул поддался злобному намерению погубить пророка.

А сам Давид всегда видел перед собой Создателя и знал: Бог ведёт его, всё осуществляет в жизни.

Саулу оставалось только перейти границу — и Давид был бы у него в руках. Но тут к царю пришли гонцы, принесли весть: надо возвращаться, отражать нашествие завоевателей. Конечно, это было чудо. Одного беспомощного человека не могло пленить целое войско!

И Давид понимал: Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей (6). Это Бог помогает мне, и Господь Заступник души моей. Даже язычники видели: Высшая сила на стороне Давида и отведёт зло, задуманное его врагами: Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их (7).

Одним мановением руки Господь разрушил коварные замыслы зифеев и царя Саула. Пресёк человеческую волю, в основе которой лежали ненависть, стремление погубить пророка.

Давид просил Господа: истиною Твоею потреби (истреби) их. Почему истиною? Истина — высочайшая правда, Божественная справедливость. Наш ограниченный разум даже предположить не может её свойств. А

Давид обращался к ней и молил истребить злую волю противников — потреби их. Потребить — превратить их замыслы в ничто, стереть с лица земли.

Господь видел невиновность Давида. Истина — на его стороне. В пророке не было лукавства, он не хотел царской власти. Бог и без того высоко вознёс его. Народ любил молодого Давида, прославлял как опытного военачальника.

С чистой совестью, прямотой, искренностью пророк мог искать суда Божия над ним и просить: истиною Твоею потреби их. Да исчезнут, как исчезает дым, ненависть, коварство, злоба людей.

Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо… (8). По своей воле принесу жертву Тебе, исповедуюсь имени Твоему, Господи, ибо оно благо…

Давид всегда был благодарен Богу, верен Ему, ревновал о Его славе — и хотел принести Творцу самую высокую жертву.

Жертва — некое понуждение: надо что-то оторвать от себя. В Ветхом Завете бедные и богатые отдавали в храм какую-то часть имения: ягнят, волов.

Но в псалме говорится о другом жертвоприношении. Давид  хотел всегда быть открытым перед Господом, исповедовать Его, возносить хвалу. Именно это избирала воля пророка.

Всё в мире принадлежит Богу. Он Сам сказал: «небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих» «А вот на кого я призрю: на смиренного и сокрушённого духом и на трепещущего перед словом Моим!» (см. Ис. 66: 1, 2). Господу нужно, чтобы душа человека чувствовала Его близость и всегда прославляла Отца своего Небесного (см. Мф. 5: 16). Единственная жертва угодна Ему: благодарность, хвала. Такую жертву по своей воле хотел приносить Давид.

Пророк говорил: исповемся (исповедаюсь) имени Твоему, Господи, яко благо. Вновь и вновь он испытывал свою совесть перед лицом Творца. И видел: в его желаниях, намерениях не было ничего, что удаляет человека от Создателя.

Давид не сомневался: Господь не оставит его. Пророк всегда был верен Ему, благодарил, благоговел, прославлял премудрость Творца.

Исповедоваться имени Божию — значит всё возвещать Господу, каждый шаг. Всего себя открывать Ему. Даже то, чего человек не может понять в глубине собственной души. В одном из псалмов Давид просил Создателя об этом: «от тайных моих очисти меня» (Пс. 18: 13). Пощади раба твоего, Господи! Тайное и чуждое ищет места в нашей душе, стремится её пленить. Но мы исповедуем Небесному Отцу печали, болезни, скорби, с верой обращаемся к Нему в молитве — и по Его милости всё преодолевается.

Открывать Богу надо и светлое, радостное в нашей жизни: Господи, всё от Твоей руки, от полноты любви к нам! Не только каяться Богу в грехах, но и благодарить.

И вот итог этого маленького псалма: …яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое (9). Давид видел: от всякой печали избавил его Господь. Скорбь сжимала сердце пророка, он метался, искал выхода, не знал, как убежать от преследований царя Саула. Казалось, у него не было выхода. Но помощь Божия пришла: Давид оказался на свободе, и на врагов посмотрело — воззре око его.

Пророк глядел и удивлялся: рухнули планы зифеев и Саула. Они считали, что его судьба решена, им ничего не помешает. Но Господь устроил иначе.

Внезапно произошёл такой поворот событий, какого никто не ожидал. И для Давида всё изменилось к лучшему.

Гонения царя Саула на молодого пророка потом ещё продолжались. Но такого катастрофического, крайне напряжённого момента больше не было.

Давид проявил волю, не отступил от Господа, возложил на Него надежды, упования. А главное — сердцем стоял перед Ним. Пророк просил суда Божия. А там, где совершается Божий суд, обязательно торжествует правда.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ