МЫ ЗАБЫВЧИВЫ. ТАК ВСПОМНИМ

…пусть умолкнут неразумные уста, отрицающие пост. А Церковь в течение Великого поста постоянно приводит нам в песнопениях своих примеры неисчислимой и чрезвычайной пользы постов как в Ветхом, так и в Новом Завете.

Пост — один из легчайших видов подвига. Самый начальный, элементарный… Исключение делается лишь для немощных и престарелых…

Но вот что нужно знать постящимся: Церковь в своих песнопениях указывает на нечто большее, чем воздержание телесное. Она с самого начала поста внушает, что подлинный пост состоит в духовном ограничении от всего дурного: от страстей и злобы и прочего, — и в делании добрых дел.

А если ещё на место этих ядовитых зол стяжать святые чувства и дела, то и совсем ясно будет, зачем введен пост, и отчего радуется так ему Церковь.

И чем дальше идёт время поста, тем чаще начинает Церковь выдвигать эту духовную сторону поста, а в особенности царицу добродетелей — любовь. Как мудрая воспитательница, Церковь сначала больше твердит всё же о телесном воздержании, хвалит силу поста в пище, чтобы этим приучить детей своих хоть к началу воздержания. Потом же потребует и самой высокой степени — любви. И тогда уже в душе твоей зашевелится мысль: как ещё мало, почти ничтожно одно воздержание телесное, пост внешний! Без любви он почти ничего не стоит! И смирится постник…

«Покаяния время, и жизни вечный ходатай нам есть постный подвиг… Милостыня, растворенная постом, от смерти избавляет человека…»

Ничто не равно милостыне и любви! Больше этого и сказать нельзя!»

И пост прямо называется «красотою»…

Таково значение его самого по себе. Но оно ещё больше увеличивается как путь приготовления к достойной встрече Святой Пасхи.

И только одно осуждается Церковью в посте, это — лишь внешнее воздержание в пище, без внутреннего очищения.

Велик этот пост и по степени молитвенного и аскетического напряжения.

Сам Господь учил нас посту; но забывчивы мы.

Митрополит Вениамин (Федченков)

 7 марта — начался Великий пост