БЕЗ МОЛИТВЫ МЫ НИЧТО! ИЗ РАЗМЫШЛЕНИЙ ОТЦА ГЕОРГИЯ БРЕЕВА


Как-то осенью 2018 года я приехала к отцу Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Батюшка остановился и сказал:

— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!

Он со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: эти беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий хочет, чтобы мы сделали книгу.

Долго мне не хватало времени даже просмотреть записи. У нас шла работа над толкованиями псалмов. Весной 2020 года батюшка заболел и преставился к Богу.

Но я не сомневалась: его беседы надо обязательно подготовить к публикации. Они бесценны и должны остаться людям.

Батюшка благословил меня творить в свободе:

— Делай с ними, что хочешь!

А что я хочу? Рассказать о духовном отце и включить в воспоминания его размышления. Прежде всего — об утреннем молитвенном правиле.

Отец Георгий часто повторял:

— Без молитвы мы ничто!

Продолжаем вместе с ним узнавать молитву: Святый Боже…

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

 (Продолжение. Начало в №№ 10—11. 2021, № 1—4. 2022)

В обществе существуют правила, как обращаться к людям, стоящим у власти. С ними не говорят запанибратски, а используют слова, положенные в таком случае: господин президент, господин мэр. Это привлекает их внимание.

Так же и в этой молитве. Она очень сильная. Заимствована из пророческих откровений — и сама является пророчеством о Боге. Слова её имеют глубокий смысл, с ними надо приступать к Божественной власти. Мы говорим: Святый Боже, — и привлекаем к себе внимание Творца.

Трисвятое входит во все молитвенные последования. Во время Литургии хор поёт его перед чтением апостола и Евангелия. Это ответственный и торжественный момент. Священник молится в алтаре, чтобы Господь дал достойно призвать Его. Трижды воздевает руки, произносит Святый Боже. Делает три земных поклона. Открыты Царские врата — и уже вся церковь призывает Бога этой молитвой.

Момент Трисвятого ответственный, требует от нас благоговения и понимания: Господь посылает нам возможность обратиться к Нему, прославить Его через молитву.

На всенощном бдении великое славословие оканчивается Трисвятым. Оно помогает человеку выразить, что лежит на сердце. Позволяет войти в строй правильных переживаний.

Наша жизнь скоротечна. Мало времени отпущено человеку на земле. И мы призываем в помощь Бога Троицу — как всемогущее начало: Святый Крепкий.

Что у нас считается признаком надёжности, неизменности, постоянства? Конечно, крепость. В старину люди строили крепости: возводили поселения, обносили оградой. Стена защищала от врагов.

Бог не только Свят, но и Крепок. Нет никого, превосходящего Его по крепости. Помните, что поётся в навечерие Рождества Христова?

Бог крепок, Властитель,

Начальник мира,

Яко с нами Бог.

Интересно, что имя архангела Гавриила означает: муж крепкий. Смотришь на его чудесные иконы и удивляешься присутствию в нём неиссякаемой Божественной силы.

Понятие Крепкий простое, говорит оно о подлинности. Крепость Божия не оставит человека, не подведёт. Пророк Давид хотел нас вразумить и призывал: «Не надейтесь на князи, на сыны человеческие, в нихже несть спасения» (Пс. 145, 3). Надеяться на человека — всё равно, что опираться на гнилой столб: надавишь на него, а он рухнет. Крепкий столп — только Господь.

Дальше в молитве идёт обращение к Богу: Святый Бессмертный. Смерть не имеет власти над Ним. Смертность и изменяемость исключаются из самого понятия «Бог». Это откровение имели ветхозаветные пророки, но по-настоящему оно раскрылось в Новом Завете. Исповедание Бога бессмертным — то же, что и вечным, непременным, неизменяемым. Слово Бессмертный показывает: мы молимся Тому, Кто имеет в руках власть над жизнью и смертью.

Бессмертие — перспектива всех людей, живущих в мире. Входящих и уходящих из него. Наша душа бессмертна.

У Трисвятого короткое завершение: Помилуй нас. Это прошение возносится Господу от лица всех, кто принадлежит к Церкви Божией. Мы не говорим: «Помилуй меня!» — даже если молимся не в храме, а дома или в дороге. Почему? Эта молитва — не личного плана, хотя приносится от моего лица и о моих нуждах. Но, совершая её, я возвышаюсь, выхожу на уровень такого молитвенного состояния, которое объединяет весь человеческий род. Молюсь за всех.

В молитвословах особо отмечено: молитва повторяется трижды. Даже по форме подчёркнуто: возносится к Троице — и трижды произносится. В ней сконцентрирована Божественная сила, которая даётся человеку через молитвенное обращение.

Молитва Святый Боже провожает человека в последний путь — путь всей земли. Её поют, когда покойника после отпевания выносят из храма. Под эту молитву опускают гроб в землю.

Отцу Георгию хор тоже пропел Святый Боже… И от лица Церкви попросил Господа о милости к нему и ко всем: Помилуй нас.

(Продолжение следует)

 11 июня — Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших