МОЛИТВА МОЖЕТ ВСЁ! О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЛ ОТЕЦ ГЕОРГИЙ БРЕЕВ


(Продолжение. Начало в №№ 10. 2021—8. 2022)

 Осенью 2018 года я приехала к отцу Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Он остановился и сказал:

— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!

Он со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.

Долго мне не хватало времени посмотреть, о чём говорил батюшка. Мы занимались толкованиями псалмов. Весной 2020 года отец Георгий заболел и преставился к Богу. Я завершала книгу о псалмах, начатую вместе с ним. И всё-таки не оставляла мысли: с беседами, которые он мне передал, надо работать. Обязательно готовить к публикации и печатать. Размышления отца Георгия должны остаться людям.

Батюшка благословил меня быть в свободе:

— Делай с ними, что хочешь!

А что я хочу? Чтобы о моём духовном отце помнили, чтобы люди с его помощью находили Бога и утверждались в вере. Начнём с размышлений отца Георгия об утреннем молитвенном правиле. Он был убеждён:

— Молитва может всё!

Будем постигать это вместе с ним.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

 Отец Георгий говорил:

Просим ли мы в молитве Отче наш о том, чтобы имя Божие святилось? Нет, оно и так свято. Свет благодати Господь несёт Своему миру. Но мы произносим: да святится! — и этим выражаем собственную волю: пусть на всю землю всегда снисходит Божие благоволение, Божия помощь.

Святость в нашем мире — явление природное, потому что принадлежит нашему Творцу. Мы призываем Его милость на нас, на каждого живущего на земле. Просим, чтобы святость приходила к людям, чтобы имя Божие святилось и всё было озарено духовным Солнцем — Богом.

Давайте я вам зачитаю проповедь «О великом имени» святителя Николая Сербского. Послушайте.

«Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! (Пс. 8, 10).

Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его? (Пс. 105, 2).

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20, 7)».

Видите, как святить имя Твое? Не смейте произносить его празднословно, бросаться им, словно разменной монетой — даже в благочестивых разговорах. Положите на уста молчание и старайтесь относиться к нему благоговейно, чтобы оно святилось в сердце.

Святитель Николай продолжал:

«Бог — короткое слово, но полное глубокого смысла. Оно и пронизывает всю мою проповедь.

Когда это слово говорят непослушным детям, они становятся послушными.

Сказанное преступнику, который обогатился злодеянием, слово это наполняет его страхом.

Сказанное праведнику, который пострадал из-за своей праведности, слово это делает его смелым.

Сказанное болящему, слово это исцеляет его.

Сказанное потерпевшему кораблекрушение в волнах морских, слово это наполняет его надеждой.

Сказанное родителям у могилы ребенка, слово это приносит им глубокий вздох облегчения.

Сказанное властителям, объятым заботами о благе своего народа, слово это укрепляет сердце и просветляет дух.

Сказанное гордым, слово это их смиряет.

Сказанное презираемым и униженным, слово это их возвышает.

Сказанное солдату на войне, слово это изгоняет страх смерти.

Сказанное разочаровавшемуся в жизни, слово это становится для него спасительным якорем.

Сказанное преданному другом или обманутому счастьем, слово это спасает его от самоубийства.

Сказанное опечаленным, слово это проясняет их лица.

Сказанное радостным, слово это напоминает им о заботах.

Это слово мудрых делает ещё мудрее, богатых — ещё богаче, образованных — ещё образованнее, учёных — ещё учёнее, благородных — ещё благороднее, сильных — ещё сильнее, счастливых — ещё счастливее.

Разве это не всесильное слово? Разве есть другие слова, которые могли бы произвести большее действие?

Произнося это краткое имя, великий Ньютон познал великую тайну небесной механики.

С этим именем шли в бой…

С этим именем распространял Христово учение в Азии и Европе апостол Павел.

Это имя вспомнили сегодня утром сотни тысяч граждан нашей страны, которые вышли на свои поля трудиться и исполнять свой ежедневный тяжкий долг.

Это имя помянули сегодня утром во дворце короля и в других бесчисленных домах… Его произнесли многие учёные и умные головы, его прошептали многие старцы и юноши, его призвали на помощь многие здоровые и расслабленные, его пролепетали и дети, не знающие ещё его значения, и малоумные, знающие только, как повторять чужие слова.

И так изо дня в день.

Это имя проходит через всю мою проповедь.

Я знаю, что многие люди не упоминают этого имени, многие и не стараются вспомнить его. Знаю, что многие это имя поносят и хулят. Это меня не удивляет, ведь чем более известен человек, тем больше у него недругов. Бог имеет больше врагов, чем любой человек на земле, ибо и величие Божие превышает всякую величину человеческую».

Здесь я не согласен. Мне кажется, нет такого человеческого сердца, которому не дорого имя Божие. Происходит такое разве что по невежеству. Но всякая вражда уходит, если объяснишь это людям.

Мне понравились рассуждения святителя Николая Сербского. Они показывают, как масштабно, всемирно святится имя Божие, как действует в душе каждого верующего человека.

Это не отвлечённое рассуждение. Мы занимаемся делами, отдыхаем — и всегда, днём и ночью, призываем имя Божие. Обращаемся к Небесному Отцу — как Его дети, которые могут это сделать в любой момент.

Проповедь святителя Николая Сербского поэтична. Возможно, поэтому батюшка решил прочитать слушателям такой длинный отрывок из неё. Отец Георгий любил поэзию, особенно огненные псалмы пророка Давида. Говорил, что после них не хочется переходить на прозу. Так окрыляло его душу высокое слово.

Но его собственные слова — тоже поэтичны и наполнены силой. Обратите ещё раз внимание на эту мысль: «Святость в нашем мире — явление природное, потому что принадлежит нашему Творцу». Звучит несомненно.

«ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ»

Отец Георгий рассказывал:

Преподобный Максим Исповедник утверждал: в молитве Господней заключено всё богословие, всё учение о Святой Троице. Это позволяет человеку правильно строить молитвенные отношения с Творцом.

Многие святые отцы считали: в Отче наш Христос открыл, что нужно нам больше всего, о чём надо просить Бога. Обычно мы приносим Ему личные просьбы о нуждах, потребностях, скорбях, переживаниях. А Спаситель на первый план поставил главное. И дальше в молитве идёт прошение: да приидет Царствие Твое.

Короткое да снова подчёркивает нашу волю и решимость: пусть так и будет — да приидет!

В Евангелии Христос говорил: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его». Тогда у людей будет всё необходимое для жизни (см. Мф. 6, 33). Этими словами Господь указал на Его промысел о нас, наших нуждах. Ведь Он знает, что лежит на сердце у каждого прежде нашего прошения (см. Мф. 6, 32).

Христос открывал: «не придёт Царство Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь» или «вот, оно там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20—21).

Царство Божие — это полнота Духа Святого, сила благодати, которой пронизан мир вечный и земной. Спаситель не просто проповедовал учение о Царстве, а являл Свою решительную власть надо всеми и всем. В силе Духа Он воскрешал мёртвых, исцелял больных. Учение Христа заключалось не в словах: «слово Его было со властью» (Лк. 4, 31).

Мы хотим, чтобы сила Святого Духа в полноте являла себя в мире. Исповедуем твёрдое намерение: да придет Царствие Твое и наполнит всю нашу жизнь — на земле и в вечности.

С отцом Георгием было интересно говорить на любые темы. Однажды речь у нас зашла о бессоннице. Когда ему не спалось, он брал с собой в постель чёточки (его слово) и читал Иисусову молитву. Думал:

— Хоть и не сплю, но всё равно отдыхаю.

А я сказала, что мне при бессоннице помогает Отче наш. Он перекрестился и произнёс:

— Очень сильная молитва.

(Продолжение в следующем номере)