МОЛИТВА МОЖЕТ ВСЁ! О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЛ ОТЕЦ ГЕОРГИЙ БРЕЕВ


(Продолжение. Начало в №№ 10. 2021—5. 2023)

«Благословение духовного отца терпи до конца». Эти золотые слова звенят, радуют, легко летят. Но чтобы их выполнить, нужно потрудиться.

Осенью 2018 года я приехала к духовному отцу протоиерею Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Он остановился и сказал:

Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!

Батюшка со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.

Долго мне не хватало времени послушать, о чём он говорил. Мы с ним занимались толкованиями псалмов. Весной 2020 года отец Георгий преставился к Богу. Я завершала книгу о псалмах, начатую вместе с ним. И не забывала: с беседами, которые он мне передал, надо работать. Обязательно готовить к публикации, печатать. Размышления отца Георгия должны остаться людям.

Батюшка благословил меня быть в свободе. Сказал о записях:

Делай с ними, что хочешь!

А что я хочу? Чтобы о моём духовном отце помнили, чтобы люди с его помощью находили Бога и утверждались в вере. Начинаю с размышлений отца Георгия об утреннем молитвенном правиле. Батюшка был убеждён:

Молитва может всё!

Будем постигать это вместе с ним.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

НО ИЗБАВИ МЯ ОТ ЛУКАВОГО

Следующее прошение в молитве Макария Великого такое: но избави мя от лукаваго. Почти как в Отче наш. Только там просьба звучит от лица всех: избави нас.

Лукавство — крайнее ослепление души. Лукавый человек начинает оправдывать зло, а о добре говорит, что оно не так уж важно, даже не нужно.

Великим постом Церковь молится — и эта молитва поётся перед Царскими вратами: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия» (Пс. 140, 4). По немощи мы делаем много ошибок, стараемся в них покаяться, попросить прощения у Бога и людей. Но человек может привыкнуть к неправде, лжи, клевете, считать, что так и нужно. Это лукавство. Как вода по капле падает и точит камень, так и лукавство капля за каплей точит душу. Она становится искривлённой — подобно луку. От слова лук получило название лукавство.

Наш духовный путь должен идти прямо. Так дано Богом. Его пути — прямые. А пути лукавого человека — кривятся. Он скажет да — и тут же извернётся, обманет.

Адам после грехопадения стал лукавым. Понял, что он нагой, закрылся от Бога финиковым листом. Часто люди, потерявшие чистоту и человеческое достоинство, не хотят их вернуть, прикрываются листиком или ряской.

Подобные действия — от лукавого.

Если люди перестают быть искренними, хранят в сердце нечистоту, в них начинает действовать сатана, убеждать: это Бог создал мир так, что в нём действует зло. Лжёт, показывает человеку лукавые пути, им же устроенные.

А нам надо хранить прямые пути Господни. Это нелегко. Но что с нами будет, если мы утратим трезвение, бдительность, покаяние, чувство присутствия Божия? Падшие ангелы потеряли свет. Падшие лукавые люди теряют свет разума.

Когда грех коснётся тебя, постарайся не лукавить. Прямо обратись к Богу: «Я искривлён, недостоин Твоих милостей, Господи!». Богу больше ничего не надо. Он знает каждого человека. Скажи так — и Господь тебя исправит.

Макарий Великий говорит Создателю: ничего доброго — благого я перед Тобой не сделал. Сам человек ничего благого сотворить не может. Но в противовес этому преподобный тут же просит: Ты, Господи, избавь меня от лукавого.

Вспомним отрывок из Евангелия. Ко Христу подошёл человек и обратился к Нему:

Учитель благой!

А Спаситель ответил:

Никто не благ, только один Бог (см. Лк. ).

Почему? Быть благим — значит дарить людям саму жизнь.

С древних времён люди признавали Бога высочайшим благом. Именно Господь даёт нам воздух, воду, плоды, радость жизни, премудрость. Он Источник блага.

На земле, мы знаем, все блага относительны. Сегодня солнце светит, завтра придут тучи. Нам важно приобщиться к Источнику блага, над которым не властны ни время, ни перемены.

Конечно, бывает и чисто человеческое добро. Но сегодня человек добр, а завтра его посетят скорби, болезни — и он может совершенно измениться. Лукавый дух будет внушать ему помыслы: «Где же Бог? Почему Он так устроил?» Такие вихри в мыслях поднимет! Значит, всё в человеке было относительно: блага в сердце он никогда не имел.

Будем смотреть на Бога — Источник неизменного блага в нашей жизни. И просить Его избавить нас от лукавого.

Отец Георгий любил оптинских старцев, часто ссылался на них. Преподобный Амвросий Оптинский утверждал: лукавство — хуже неверия. Хотя, казалось бы, вера в Бога — главное для нас.

Откуда тогда такое утверждение? Отец Георгий ответил: «Лукавство — крайнее ослепление души. Лукавый человек начинает оправдывать зло, а о добре говорит, что оно не так уж важно, даже не нужно».

(Продолжение в следующем номере)