«НЕ ПОКИНЬТЕ СЫНА МОЕГО»


В Воронеже я спрашивала прохожих:

Где храм, в котором лежат мощи святителя Митрофана?

Люди в ответ пожимали плечами: мол, не знаем.

Неужели никто не в курсе?! Ведь для вас это место — как для Москвы кремль!

Да тут же был «красный пояс», — сказала молодая женщина, — одни атеисты жили.

Так и остались атеистами? — уточнила я.

Она отвернулась.

Так я и шла по улице наугад, пока не оказалась рядом с новым, недостроенным собором. И сразу поняла: тут, в центре Воронежа, и строил епископ Митрофан Благовещенский собор. А вот и статуя владыки с посохом в руке.

В свечной лавке женщина объяснила мне, как дойти до Покровской церкви:

Там вы и найдёте нашего Митрофанушку.

Сворачиваю с центрального проспекта на тихую улицу. Белый храм с яркими синими куполами стоит как бы в стороне, просторно. Вхожу — и попадаю на акафист святителю. Батюшка берёт лампадку от мощей и помазывает нас елеем. Говорит:

Спасибо, что нашли время прийти помолиться!

Крышка кипарисового гроба открыта. Можно приложиться к мощам нашего великого молитвенника святителя Митрофана Воронежского.

Первый епископ Воронежа родился в 1623 году. В Крещении наречён Михаилом. Служил священником. У них с матушкой был сын Иван, его отец очень любил.

В 40 лет священник Михаил овдовел и стал монахом. Будущий святитель подвизался в нескольких монастырях. Быстро стал игуменом, а в 59 лет — епископом.

Его сын тоже пошёл по духовной линии, был в Унженском монастыре. Владыка писал настоятелю обители: «…не покиньте сына моего Ивана во всем… и от всяких сторонних людей поберегите». Об этом же просил он и других лиц.

Воронежская епархия была только-только создана. Средств не имела. Постепенно, конечно, всё устраивалось. Но святитель продолжал вести жизнь аскета. Помогал беднякам.

Царь Пётр I начал строить в Воронеже русский флот. В город согнали людей со всей империи. Грязные, голодные, они жили на берегу реки прямо под открытым небом. Болели, умирали. Заботу о них брал на себя святитель Митрофан. Многих он отпел, даже не зная имён, и похоронил на свои средства.

Никто не знал, что все деньги владыка тратил на других. Он жертвовал даже в царскую казну: Россия воевала — и святитель не только молитвой помогал Петру I. Жизнь владыки подходила к концу, а «на помин души» у него ничего не было.

В ноябре 1773 года царь приехал в Воронеж. Епископ уже умирал. Пётр поцеловал ему руку. Сам закрыл глаза усопшему и произнёс:

Не осталось у меня такого святого старца, буди ему вечная память.

Царь сам нёс к месту погребения гроб с телом владыки. Издал указ о выделении денег на его поминовение.

Народное почитание святителя Митрофана началось сразу же. У его мощей никогда не прекращались чудеса. Он помогал людям во всех нуждах. Но особенно ему молились и молятся о детях.

В XIX веке во время ремонта Благовещенского собора были «случайно» открыты нетленные мощи святителя Митрофана. Тогда же и произошла его канонизация.

А в 1919 году атеистические власти изъяли мощи и поместили в краеведческий музей. Их второе обретение произошло ровно 70 лет спустя — в 1989 году. Нетленное тело первого епископа Воронежского положили в кипарисовый гроб. Его несли к Покровскому храму по дороге, усыпанной цветами.

Значит, не все в Воронеже атеисты. Святитель молится за свой город. Его паства будет расти.

20 августа — обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК


«Образец веры» — так назывался указ, изданный в Константинополе в 648 году по поручению императора. В то время возникали разные ереси. Люди на них попадались, как на крючок, — и отстаивали ошибки искренно, до драк и кровопролитий.

Император, тоже еретик, приказывал верующим не рассуждать. Нелепее не придумаешь. Когда появляются вопросы, на них надо отвечать. Этим и занимался преподобный Максим Исповедник. Он объяснял запутавшимся людям — священникам, монахам, мирским — суть веры и отступлений от неё. И делал это без нажима, потому что считал злом то добро, которое сделано с насилием.

Каждому человеку Бог открывается иначе, чем другим. Просто потому, что все мы разные. Это очень хорошо видно на святых. А у Максима Исповедника был ещё редкий дар передавать другим то, что открылось ему. И многие возвращались в Православие.

Император велел схватить Максима Исповедника. С двумя учениками его долго держали в тюрьме, отправили в ссылку, опять вернули в тюрьму. Всем троим отрезали языки, отсекли правые руки. Ещё раз сослали.

Но подвижник продолжал проповедовать. До самого преставления к Богу. Его богословские труды особенно ценны сейчас, ведь в них святой передаёт нам опыт живой веры, личных отношений с Христом.

«Главы о любви» — так назвал преподобный Максим Исповедник работу, из которой сделаны эти выписки:

От всей души должно любить всякого человека, но упование возлагать следует только на одного Бога, и служить Ему должно от всех сил. Ибо до тех пор, пока Он хранит нас, и друзья уважают нас, и враги беспомощны против нас. Когда же Он оставляет нас, то и все друзья отвращаются от нас, и враги входят в силу.

Старайся, насколько возможно, полюбить всякого человека. Но если это пока невозможно, то старайся, по крайней мере, не ненавидеть никого. Однако и этого не сможешь, если не презришь мирских вещей.

Много друзей во время благоденствия, но во время искушений трудно найти хотя бы одного.

Многие из нас говорят, но не многие делают. Но никто не должен искажать слово Божие через собственное нерадение. Наоборот, должно исповедовать свою немощь и не скрывать истины Божией, дабы не оказаться виновным не только в преступлении заповеди, но и в неправильном толковании слова Божия.

Кто кого любит, тот тому старается и всячески услужить. Поэтому, если кто любит Бога, то он, естественно, старается сделать угодное Ему. Любящий же плоть тешит её.

Не пища — зло, а чревоугодие; не деторождение, а блуд; не материальные блага, а сребролюбие, не слава, а тщеславие. Если же так, то в сущем нет никакого зла; зло — лишь в злоупотреблении, которое происходит от небрежения ума о естественном возделывании (сил души).

Есть три причины любви к богатству: любовь к наслаждениям, тщеславие и неверие. Из них наиболее тяжёлой является неверие.

Мир имеет много нищих духом, но не так, как должно; много плачущих, но об утрате имущества или о потере детей; много кротких, но в отношении к нечистым страстям; много алчущих и жаждущих, но алчущих похитить чужое и неправедно обогатиться; много милостивых, но к телу и телесному; много чистых сердцем, но из-за тщеславия; много миротворцев, но подчиняющих душу плоти; много изгнанных, но за свое беспутство; много поносимых, но за постыдные грехи.

Однако блаженны лишь те, которые ради Христа и по Христу совершают и претерпевают это. Почему? Потому что «их есть Царство Небесное» и «они Бога узрят» (от Матфея. 5. 3, 8). И не потому они блаженны, что претерпевают это (ибо и вышеназванные делают то же самое), но потому, что совершают и претерпевают это ради Христа и по Христу.

26 августа — память преподобного Максима Исповедника

Наталия ГОЛДОВСКАЯ