(Продолжение. Начало в №№ 10. 2021—6. 2024)
«Благословение духовного отца терпи до конца». Эти золотые слова звенят, радуют, легко летят. Но чтобы их выполнить, нужно потрудиться.
Осенью 2018 года я приехала к духовному отцу протоиерею Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Он остановился и сказал:
— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!
Батюшка со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.
Долго мне не хватало времени послушать, о чём он говорил. Мы с ним занимались толкованиями псалмов. Весной 2020 года отец Георгий преставился к Богу. Я завершала книгу о псалмах, начатую вместе с ним. И не забывала: с беседами, которые он мне передал, надо работать. Обязательно готовить к публикации, печатать. Размышления отца Георгия должны остаться людям.
Батюшка благословил меня быть в свободе. Сказал о записях:
— Делай с ними, что хочешь!
А что я хочу? Чтобы о моём духовном отце помнили, чтобы люди с его помощью находили Бога и утверждались в вере. Начинаю с размышлений отца Георгия об утреннем молитвенном правиле. Батюшка был убеждён:
— Молитва может всё!
Будем постигать это вместе с ним.
Наталия ГОЛДОВСКАЯ
И ОСТАВИ НАМ…
Отец Георгий рассказывал:
Дальше в молитве святителя Василия Великого говорится: и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением или неведением согрешенная нами. Какими бывают прегрешения? Их три рода: делом, словом, мыслью.
С чего начинается наша активная деятельность? С мысли. Потом она воплощается в слово, которое побуждает нашу волю, решимость — и мы начинаем действовать. В молитве перечисление начинается с дела — конечного результата и приходит к мысли — причине всех грехов.
Мне вспоминается совет другого святителя Иоанна Златоуста. Он говорил: если ты согрешил мыслью, то мыслью кайся, когда она ещё не перешла в слово. Проси: «Прости, Господи, что я это допустил! Зачем такая мысль в моём сердце появилась? Не хочу её принимать! Отведи злой помысел. Не знаю, лукавый ли мне его вложил или сам я виноват».
А если согрешил словом, то им и покайся. Вырвалось у тебя дурное, несправедливое слово, оскорбил, задел другого человека — и душа его съёжилась. Тут же скажи: «Прости меня, брат! Я не хотел тебя обидеть. Не подумал, прежде чем говорить».
Иногда придёшь вечером домой, вспомнишь, какие разговоры были днём, и ужаснёшься: «Что ж я там наговорил! Человека очернил». Кайся словесно: «Господи, согрешил на небо и пред Тобой! Прости меня!»
Если делом согрешил, на деле покайся. Например, прогневался на кого-то, пришёл в ярость. Проси прощения и перемени своё отношение к нему.
Вот такие три рода грехов. Прежде всего, совершённые мыслью, в уме, а ум — область нашего духа. Слово относится к душе. Дело — действие тела. И три рода покаяния предлагает нам святитель Иоанн Златоуст.
Дальше в молитве идёт обобщение: ведением или неведением согрешенная нами. Что-то мы делаем сознательно, а что-то — не понимая. Иногда человек знает, что не прав, и всё-таки совершает поступок, достойный порицания. Порой не знает, что согрешил, но грех всё-таки остаётся на нём — и Дух Святой к нему не приближается.
Есть в псалмах пророка Давида такая просьба к Богу: От тайных моих очисти мя и от чуждих пощади раба Твоего (Пс. 18.14). От каких чуждих просит пощадить его великий псалмопевец? От того, что человеку не свойственно. Люди бывают разные: слабовольные, ленивые, очень активные. И вдруг на активного человека нападает расслабленность. Откуда она взялась? Нам чужды демоны, злые духи хотят привить людям свои мерзкие качества, чтобы мы стали чужды Богу.
Здесь молитва святителя Василия Великого углубляется и переходит в область духовно-нравственной ответственности человека. Тот, кто совершил грех по неведению, потом всё-таки осознаёт, что натворил, испытывает стыд, просит прощения, решает больше так не поступать. Тут проявляется не только покаяние, но и духовно-нравственное исправление.
Напомню вам, что эта молитва произносится не от одного человека, а от всех: согрешенная нами.
Духовные чада знали силу молитвы отца Георгия и просили его:
— Батюшка, помолитесь за меня!
Но чаще звучала иная просьба:
— Помолитесь за нас!
Чтобы дорогие им люди были под защитой Господа, Царицы Небесной, святых. Чтобы не страдали те, кому просители вольно или невольно причинили зло.
Батюшка осенял себя крестным знамением и произносил:
— Помоги, Господи!
И помощь приходила.
(Продолжение в следующем номере)