ЦЕНА РАДОСТИ

«…взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошёл Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись в славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (от Луки. 9. 28-31).

Мы смотрим на икону Преображения Господня и видим, что сияние исходит от лика Христа и Его белой одежды. Это Божественный – не созданный, не тварный свет. А рядом со Спасителем – два величайших ветхозаветных пророка. Они говорят с Ним о Его исходе – о той цене, которую Христос платит за возвращение человечества к Богу и Создателю.

Мы не знаем, какие слова они произносили. Тут всё таинственно – и включает в себя судьбу целого мира. Пророки возвещали приход Мессии – и им, конечно, важно знать, как осуществляется пророчество. Моисей после смерти ушёл в ад – подобно всем людям Ветхого Завета. Но Илия не умирал, а был восхищен на небо с телом – и ему ещё возвращаться на землю перед концом времён. Что ждёт его?

Они беседуют с Самим Богом, но стоят рядом с Ним прямо, дерзновенно, хотя внутренне, конечно, испытывают трепет. Взывают к Нему. Это то, к чему предназначен человек: к общению с Самим Создателем, к дружбе и взаимности с Ним!

«Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним» (Там же. 9. 32). Ученики Христа на иконе прикрывают глаза: не выносят сияния Божественного света. Сном отягчены они, потому что, как и мы, далеки от совершенства, не готовы принять серьезные, глубокие истины.

Но Христос не случайно взял с собой на Фавор только Петра, Иоанна и Иакова. Они всё-таки хотят понять и даже чувствуют, что Божие – хорошо, хоть и трудно. Пётр восклицает:

-Наставник! Хорошо нам здесь быть… (9. 33).

Это начало преображения человека. Но потом эгоизм всё-таки себя проявляет, и Петр предлагает остаться на Фаворе, сделать три кущи – то есть построить шалаши, жилища для Господа и пророков. Он хочет находиться там, где ему мирно и покойно. Это по-людски. А у Бога – не так. И картина внезапно меняется: облако осеняет их. Бог Отец прямо обращается к человеку:

-Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте!

Господь запрещает ученикам рассказывать о том, что произошло на Фаворе, до того дня, как Он воскреснет. И они подчинились этому требованию. Спустились с вершины, где видели Иисуса Христа – реально, в силе.

А у подножия горы их ждали люди – те, ради кого Бог пришёл на землю. Они шумели, спорили, обижались, просили о помощи. И первое, что сделал Христос, – исцелил бесноватого отрока. Только Он помог ему, а ученики – не могли. И Господь объясняет им, что род сей изгоняется молитвой и постом. А молитва – открывает возможность Богу действовать через человека, пост – наш отказ от себя.

На праздник Преображения Господня бывает так красиво! Высокое прозрачное небо, густая зрелая зелень листвы. А сколько плодов! Мы приносим на освящение в храм яблоки, виноград, персики, груши, сливы, вино. Радуемся, предвкушаем трапезу.

И часто не прорываемся к главному – к смыслу праздника. А Преображение – это предтеча Воскресения, оно помогло ученикам: они же видели Христа в славе! И не поверили. Их глаза были закрыты. Икона объясняет и это.

Христу надо умереть, чтобы мы воскресли.

19 августа – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Добавить комментарий