На Пасху 1872 года епископ Феофан последний раз служил в Казанском соборе Вышенского монастыря вместе с братией. Возглашал с амвона:
—Христос воскресе!
И слышал в ответ радостные, окрыляющие слова:
После службы народ выходил из храма. Чистый, живой воздух Выши освежал и бодрил. Темнел лес за рекой. Епископ уже принял решение уйти в затвор — и теперь прощался с этой красотой.
Рядом с собором — покои настоятеля монастыря. К одноэтажному деревянному дому площадью двести квадратных метров пристроили второй этаж с длинным балконом. Там приготовили помещение для владыки.
Он продумал всё. Определил цель: «Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить». Каким? Написать книги, которые сохранят для потомков опыт святых отцов, помогут защитить веру от «мутного потока» лжи, затопившего мир.
Для работы владыка собрал огромную библиотеку на нескольких языках. Прежде всего, конечно, духовные труды. Но были там литературные журналы, ноты. Ежедневно приходили свежие газеты, чтобы затворник оставался в курсе событий в стране.
Епископ Феофан приобрел всё необходимое, чтобы писать иконы, рисовать. Заказал фисгармонию — музыкальный инструмент, напоминающий по форме пианино, а по звучанию орган. И ещё — скрипку.
Для телесного труда у владыки были переплётный и токарный станки. На балкон он выходил погулять на свежем воздухе. Высокая ограда закрывала его от посторонних взглядов.
Его имя Феофан означает «Богоявление». В затворе епископ устроил маленький храм в честь этого праздника, и в последние годы служил Литургию и причащался каждый день.
Всё намеченное святитель выполнил. Он оставил нам переводы святых отцов, собранные в сборники «Добротолюбие», «Невидимая брань». И много писем. Их каждый день присылали к нему, иногда десятками. Владыка отвечал людям внимательно, с доверием и надеждой. Он был и остался прекрасным собеседником.
Письма святителя потом выходили в свет отдельными изданиями. Из писем, адресованных верующей девушке, состоит книга «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться?» Здесь много советов вроде бы житейских. Такой, например: «Для внучек нет теплее мест, как у бабушек, нет и для бабушек дороже лиц, как хорошие внучки. И за это надо Бога благодарить. А Вы чаще утешайте бабушку и повнимательнее слушайте, что она говорит. У стариц — мудрость, опытами и трудами жизни приобретённая. И они часто невзначай, в простых фразах высказывают такие мудрые уроки, которых и в книгах поискать — не найдёшь».
И рядом — духовно глубокие толкования Евангелия: «Всем рабам дано по мнасу (мине — прим.): благодать всем равно даётся. Но один на этот мнас приобрёл других десять, другой — пять, третий — ничего: завернул, говорит, в платок, и положил. Это значит, что первый больше всех потрудился над тем, чтобы проникнуться благодатью, второй — вполовину против него, а третий пренебрёг даром, нисколько не заботился возгреть в себе благодать. Награда потом воздана соответственно трудам… Последний ничего не сделал по сей части — у него взяли и то, что так щедродательно вручено было вначале».
Какое слово — щедродательно! Так одарил Бог и самого владыку Феофана. И он умножал таланты. Сейчас в Вышенском монастыре находится написанная им икона святителя Николая Чудотворца. А его автопортрет (художник изобразил самого себя!) — тоже стал иконой.
Много пророчеств прозвучало на земле. Всегда они были таинственны для человека. Когда сбывались — тогда открывался их смысл. Так случилось и со святителем Феофаном. Один духовный человек предсказал ему долгую жизнь. Даже цифру назвал — 94 года. Но умер святитель в 79 лет — 6 января 1894 года. Произошло это На Богоявление, после Литургии.
В двунадесятые праздники Церковь славит только Бога и Пресвятую Богородицу. Не поминает даже великих святых. Вот и память святителя Феофана Затворника празднуется позже.
Наталия КАПЛИЦКАЯ
23 февраля — память святителя Феофана, Затворника Вышенского, чудотворца. Он преставился к Богу 120 лет назад.