Интервью

БЛАГОДАРНОСТЬ ВСЕ МЕНЯЕТ В ЖИЗНИ

У каждого человека можно многому научиться. И тому, как надо жить, и как не надо. Опыт многих людей, воспоминания о встречах, разных судьбах собраны в спокойных, мудрых, с юмором написанных рассказах священника Ярослава Шипова (сборники «Долгота дней», «Райские хутора», «Лесная пустынь»).

Читаешь их – и получаешь радость от хорошего русского языка. Появляется уверенность: вот уж этот священник умеет понять человека! Не удивительно, что читатели пишут батюшке. Делятся с ним пережитым.

-Не так давно я получил письмо от незнакомой женщины, – говорит отец Ярослав. – Она рассказала историю своей духовной жизни.
Родилась женщина в сельской местности. Детство ее пришлось на военные и послевоенные годы. Время было полуголодное. Питались, в основном, лепешками из желудей.
-Разве это съедобно?
-Ели лебеду, крапиву, желуди… Но детство для нее было счастливейшим временем.  Она понимает теперь, что была так близка к Богу, как никогда потом. Девочка любила всех людей, особенно, конечно, родных: «Любила до замирания сердца», - пишет она. Все любила: речку, небо, родительский дом. Дома в красном углу висели иконочки. Утро начиналось с бабушкиной молитвы. И заканчивался день тоже бабушкиными молитвами.
И дальше женщина вспоминает, когда же это все стало уходить.
-Когда?
-Она считает, с того момента, как увидела на своей подружке новое платьице с рюшечками. И этим рюшечкам позавидовала. Мне пришлось посмотреть в словарь, чтобы узнать, что такое «рюшечки». Оказалось, это сборчатая полоска тонкой материи, которая пришивается к краю чего-нибудь. По-моему, так в словаре написано.
Потом девочка позавидовала новым коричневым туфелькам другой подруги. И дальше, пишет она, через эту зависть в нее вошли все страсти. Она выросла, вышла замуж. Родила трех дочерей. И вся остальная ее жизнь была посвящена тому, чтобы жить не хуже, чем другие.
-Именно не хуже?
-А по возможности – и лучше. Покупались (причем, с переплатой) мебельные гарнитуры, ковры, холодильники, телевизоры, магнитофоны и так далее. Когда они устаревали, их заменяли новыми.
Деньги добывались с большим трудом. Она выращивала скот на продажу, разводила кур, уток, индеек. В этих трудах муж ее стал инвалидом. Но все у них было – не хуже. Дом – полная чаша. Да и сам дом рос. Его достраивали, расширяли.
Так женщина дожила почти до семидесяти лет. И полтора года назад дом сгорел дотла за одну ночь.
-Пожар?
-Все село помогало его тушить. Но никакого имущества спасти не удалось. Женщина с мужем только успели выпустить всю живность из сараев. Сами на улицу выбежали – она в халате босиком, а он в тренировочных брюках.
И вот утром супруги сидят на скамеечке напротив пожарища, через улицу. Смотрят на дымящиеся головешки. Рядом с ними кот. И корова пришла. А остальные – разлетелись и разбежались. И тут донесся запах желудевых лепешек…
-Из детства?
-Да. Там, вероятно, где-то дубы были рядом, и желуди попали в огонь. На душе у женщины вдруг стало хорошо.
А мимо шел батюшка в храм – готовиться к службе (он тоже ночью помогал тушить пожар). Женщина за ним увязалась, пришла босиком в церковь. Батюшка ходил, что-то делал. А потом спросил ее: «Тебе чего?» Она подумала-подумала и сказала: «Поблагодарить Бога».
Женщина боялась, что священник решит, будто она с ума сошла. А он предложил: «Давай отслужим благодарственный молебен!»
Вышла она после молебна на улицу. И стало ей легко-легко. Все было красивым-красивым.
-Благодарность все меняет, преображает в жизни!
-Люди уже направлялись на работу, дети – в школу. А ведь еще вчера она практически со всеми была в конфликте.
-Почему?
-Одни ей завидовали, другим – она сама. Одни на нее обижались, на других – она. Кто-то ей задолжал деньги, кому-то – она. И вдруг женщина подумала: «Как же я люблю этих людей! И не помню никаких обид. Как люблю свою речку!»
Чувства из детства вернулись к ней опять. Она так благодарна была Богу за то, что пришло утраченное почти на шестьдесят лет!
Женщина пишет, что уже не думала о сгоревшем доме. Соседи позвали их с мужем попить чайку. Сидят они за столом. И вдруг на машине приезжает их землячка, которая живет в городе. А там, в селе, у нее был родительский дом. И он пустовал, потому что родители умерли.
Землячка предложила им: «Идите, живите в этом доме! Вот ключи. А чтобы не было недоразумений, давайте я вам его сейчас продам за символическую цену!»
Супруги возразили: «У нас денег нет совсем». Но все-таки пришли в администрацию. А там говорят: «Вам тут уже выписали материальную помощь, получите».
-Значит, дом они купили.
-Пришли туда, и оказалось, что он очень похож на тот, в котором женщина жила в детстве с бабушкой.
-Тогда, наверное, все дома были похожи.
-Да, строили-то перед войной, после войны. И мебель такая же. И женщине стало радостно.
Тут начали приходить соседи, приносить еду, одежду. Возвращать кур, уток. А женщина сказала: «Куда улетели, там пусть и живут». Корову супруги оставили.
-Она же сама вернулась!
-Им это прокорм. И больше ничего не надо. А соседи им сена привезли для  коровы. Вот так они и обустроились с мужем.
А внучки у этой женщины – уже взрослые девушки. Живут в городах, учатся. И вот она пишет: «Я, как увижу по телевизору шубку какую-нибудь, думаю: «О, надо, чтобы и у моей внучки такая была!» А потом вспоминаю: «Да ведь это же опять рюшечки!»
Женщина ходит в храм, молится, благодарит Бога.
-Значит, благодарность у нее сохранилась!
-Пишет: «Ведь как все управлено было! Мне этим пожаром указание дано, чтобы я поняла свою жизнь. А соседские сараи рядом с нашими стояли и были усыпаны шифером, который взрывался и разлетался от огня. Но ни у кого ничего не загорелось. И как же я благодарна Богу, что из-за меня никто не пострадал!»
Вот такая история.
-Удивительно! А ведь зависть – один из «движущих» грехов нашего времени.
-Люди из зависти становятся богачами, вырываются куда-то наверх, кого-то убивают. Эта женщина вела себя попроще, на своем уровне. Но механизм – всегда тот же.
К слову, мне недавно встретилась такая информация. Европейские психологи провели исследование, в котором определили: стремление к обогащению чаще всего диктуется не самим богатством.
-Получением денег и благ?
-Да, а желанием жить не хуже, чем другие. То есть в основе тут лежит зависть и тщеславие.
-Но жить не хуже – на самом деле не так уж плохо?
-Да, если вещевая сторона жизни не становится главной. Потому что в материальном плане «не хуже» – понятие бесконечное. У соседа новая люстра появилась. Так надо, чтобы и у меня не хуже была. А олигарху нужно обходить другого олигарха.
Но это не должно становиться целью, которая в итоге начинает оправдывать любые средства.
-Да, согласна.
-Я знаю, если человек просит: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…», – то Бог дает. А если не дает, то на это есть какие-то высочайшие причины. Как, например, в годину гонений на христиан. Но это – уже другой этап жизни.
Все, что надо человеку, Бог посылает. И платьица, и туфельки. Рваться, надрываться тут не надо.
-Но не просто так мы получаем блага. Нужно же трудиться?
-Правильно, даже «в поте лица».
-И как найти золотую середину?
-Это всегда трудно. Вспомни, есть такой старый анекдот. Тонет корабль. Все бегают, надевают спасательные жилеты. А один человек ничего не делает, лежит на койке. Ему жилет предлагают, а он говорит: «Меня Бог спасать будет!»
Потом этот человек уже в воде плавает, ему бросают спасательный круг. И тут он его не хватает, кричит: «Меня Бог спасать будет!»
Вот он уже пошел ко дну. Его из какой-то шлюпки выдернули наверх. И он обращается к Богу: «Почему Ты меня не спасал?» И слышит: «А кто же тебе предлагал спасательный жилет, круг? Кто тебя из воды выдернул?»
-Господь, конечно.
-Это одна человеческая крайность. А вторая – в неуповании на Бога: «Все сделаю сам!»
-Так ведь и надо делать, пока в силах. А когда сверх сил – тут и приходит помощь свыше.
-Правильно! Так что, повторю: не рвись, оставь Богу немножко места! До сих пор Он, как известно, неплохо справлялся с жизнью людей. Мы только портили все. А Он выправлял, сглаживал, продолжал нашу жизнь. Несмотря на то, что мы даже не стараемся выполнять Его заповеди.
Одна крайность – валяться и ждать, что Бог все за тебя сделает. Другая – мало на Него уповать или совсем не уповать. Это уже самость, самонадеянность, надежда только на себя. Между двумя крайностями и находится золотая середина.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ