Интервью

ТРУДНОЕ ВРЕМЯ

-Какое трудное время! – вздыхают тут и там. Болезни, страдания, ложь, лукавство, кажется, льются без перерыва на наши головы. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в конце прошлого века тоже подтверждал это. И добавлял: «Впереди еще более сложные времена».

-Значит, на нашу долю приходится максимум искушений? – спрашиваю священника Петра ВИНОКУРОВА, постоянного автора нашей газеты.

-Не знаю, больше их теперь или меньше, – говорит батюшка. - Чтобы ответить на этот вопрос, нужен большой духовный и жизненный опыт. Как, например, у отца Иоанна.

Для меня очевидно одно: нам свойственно сетовать на трудности. Повторять то и дело: «Ах, как много искушений! Меня никто не понимает!» Но мы не жили сто лет назад и не можем утверждать, что людям тогда было легче.

-Да, сравнивать не с чем. А та сила, которая мешает человеку оставаться с Богом, действовала и тогда.
-Апостол Павел писал о себе, что он, с одной стороны, чувствует сердцем и умом праведность и благо Закона Божия. А с другой – ощущает движение, которое воюет против Бога. В нем самом! «Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (К Римлянам. 7. 19).
И пророк Давид восклицал: «Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя» (Псалом 18. 13).
-От тайных – то есть находящихся в душе?
-Причем так глубоко, что ум постичь не может: почему это мое (не чье-то чужое!) существо стремится к унижению, уничтожению? Мне же вредит?
Глубинные движения души раскрываются в свободе. И Бог дает нам свободу, чтобы мы могли сделать свои шаги, совершить ошибки – и увидеть их плоды.
Душа наша не может все время оставаться в одном состоянии. Мы меняемся по разным причинам – и внешним, и внутренним. У святых отцов это описано. Бывает, отмечал кто-то из святых, что неприятности так и сыплются на голову. Приходит человек домой (а монах – в келью) и начинает их вспоминать. Все ему плохо, ничего не мило.
В такой момент не надо делать никаких решительных выводов: «Вот теперь я понял: в жизни ничего хорошего нет!» Это не так. В темноте порядка не наведешь.
-Нужно дождаться света?
-Да, посветлеет на душе – и ты будешь решать, так ли уж все плохо. А пока старайся преодолеть тяжелое состояние, не отчаяться, не обозлиться на людей и Бога. Старайся молиться.
-Это как раз плохо получается. Мне, например, лучше отвлечься.
-Да, можно почитать хорошую книжку, вспомнить что-то радостное, утешительное, что было дано нам в жизни. Бога поблагодарить.
-Важный момент!
-Короче, взять себя в руки. В этом и есть не всегда заметный, но именно подвиг души – не верить злу. Бог дал мне жизнь – и она имеет смысл.
Вот и с искушениями мы сталкиваемся, чтобы научиться смотреть на них по-христиански. Если ты знаешь, что Бог – за тебя, то кто может принести тебе вред?
-Получается, никто.
-Тогда соблазны теряют силу. Воспринимаются как детские болезни, которыми надо переболеть, чтобы стать крепче.
Апостол Павел говорил, что наши дни лукавы (К Ефесянам. 5. 15), жизнь переменчива. А душа призвана учиться постоянству, не изменять тому настоящему, что она нашла.
Все трудности жизни – это вызов душе, чтобы не спала, успокоившись на поверхностных благах и настроениях. Чтобы увидела: все житейское – переменчиво и не дает нам прочного основания, глубины, постоянства.
-А что дает прочное основание?
-В Евангелии Господь говорит удивительные слова: «Царствие Божие внутри вас есть» (от Луки. 17. 21). Когда там царствует Господь, оно мирно, светло, крепко.
-А когда охвачено страстями?
-Тогда, случается, мы этого Царства не замечаем.
-Забываем, что Христос победил мир? И что свет рассеивает тьму?
-Да, забываем, хотя и во внешнем мире так бывает. Нам тяжело, когда бушует буря, зато потом приятно и радостно, когда солнышко светит. Но в природе это не зависит от нашей воли.
-А внутри?
-Зависит от того, кого мы выберем себе в цари. Есть такая книга преподобного Варсонофия Великого, написанная монахом и вроде бы для монахов. Но она полезна и нам тоже.
Один ученик рассказал старцу, что очень переживает за брата, у которого большие скорби. И спросил: «Почему они посланы – в наказание или в научение?» А преподобный ему ответил примерно так: «Тут есть и то и другое. Важно, что человек из этого вынесет. Если останется жить в страстях, то это будет наказанием. А если поймет и увидит в этом врачевство Божие, то будет в научение: он возрастет и приобретет».
-Действительно, какое бы событие в жизни ни происходило, мы не можем сразу его оценить – ни положительно, ни отрицательно. Горе может возвысить душу, а добро – соблазнить.
-И еще важный момент (улыбается). Если голова просто болит – это мучительно, нестерпимо. А если в новостях по радио сказали, что идет магнитная буря, уже становится легче: сегодня поболит, завтра легче будет.
И для души – так же. Если ей сказать, что она терпит по грехам и надо страдать до конца дней, становится невыносимо. Ведь мы нуждаемся и в утешении, и в радости.
-Конечно!
-И Господь их нам дает – вопреки всему, несмотря на нашу падшесть. В тяжелый момент надо собраться, попросить: «Господи, верю, что Ты не отвернешься от меня, как и от других грешников, покаявшихся прежде!» И тогда душа может просветлеть, найти помощь, стать мудрее и крепче. Потому что мы с Господом и уже не растрачиваем себя на озлобление, черствость.
И у Спасителя в земной жизни, и у святых мы видим моменты торжества, славы – и события, которые надо было просто принять.
Бог призвал и нас к этому труду: он имеет смысл и приносит свой плод. Но это не тупое терпение изо всех сил: вот скреплюсь – и пережду.
-Потому что Господь разделяет с нами боль? Надо только открыть Ему душу?
-Да. И еще потому, что все земное имеет начало и конец. Скорби – в том числе. А Божие вечно. Наша душа – тоже. В Вечности нет того, что так ранит нас в этом мире. Но нам надо потрудиться, вырасти для нее.
Давайте чаще вспоминать историю. Чего там только не было! Социальные перевороты, войны, смуты. А каким трагичным было время арианских споров! Сторонники этого ложного учения захватывали власть в Церкви.
-Уничтожали православных, причем тысячами.
-Был момент, когда из архиереев один Василий Великий оставался верен правде Христовой. Собратья слушали его, а при этом знали: император выбрал себе другие убеждения. Сила на его стороне!
-И переходили на сильную сторону?
-Многие предпочитали земную выгоду. Богословские споры имели политическую окраску. И это были уже не внешние искушения, а внутренние: они душу мучили.
Но православная вера снова раскрывалась. Показывала свою истинность и достоинство не огнем и мечом, а «житием нескверным», о котором мы просим Бога на каждом Богослужении.
Это главное сокровище. Если оно потеряно, душа начинает метаться. Как сказано в одном стихотворении, «по утрам очень скучно, а по вечерам очень страшно». И надо уже чем-то себя заглушать: общество переустраивать, истину доказывать. А не получается.
-Никогда не получалось.
-Для меня лично показательна жизнь нашего современника Ивана Алексеевича Гарднера (1898-1984), исследователя русской православной церковно-певческой традиции. Он был эмигрантом, получил хорошее образование. Принял монашество, священный сан, стал архиереем.
Может быть, Гарднер преждевременно захотел каких-то регалий – и не устоял в этом. Что-то его смущало. Он перешел в юрисдикцию Вселенского Патриарха. Потом сложил с себя сан, монашеские обеты, женился. Что для него было большим соблазном – семейная жизнь или успешная церковная карьера?
Но мы приходим к вере, чтобы ей учиться, а не подлаживать ее под себя.
-А он попробовал это сделать?
-Да, и Бог дал ему посмотреть, что из этого получится. Прошли годы. Разрушилось то ложное, что было в его идеалах. Только настоящее Божие осталось. Иван Алексеевич с покаянием вернулся в Церковь, к Таинствам. Невозможно было восстановить его в сане, он был уже человеком семейным. Но он трудился как исследователь. И главное – убедился: только один Источник способен утолить душу. Им можно и стоит жить.
Евангелие свидетельствует: искушения – это черта нашего времени. Они присутствуют здесь как плоды наших ошибок и свидетельство о силах, противоборствующих Богу. Но в человеке присутствует образ Божий. И наша душа не заражается чуждым влиянием, если не согласна с ним.
-Тут нам тоже дан свободный выбор?
-Да. А если заболел, постарайся увидеть болезнь. И уврачуй ее покаянием.
Каждый год Великим постом на Богослужении мы читаем житие преподобной Марии Египетской. Наравне со Священным Писанием. И убеждаемся: в человеке есть величие, которое грех не может растоптать. Душа способна сказать: «Господи, Ты мне дорог! Я хочу к Тебе вернуться!»
Существует такая легенда. Один монах впадал то в одну, то в другую страсть. Переставал молиться, думал уйти в мир. Настоятель ему казался черствым, братия – нелюбезными.
-Бывает.
-Однажды монах заплакал: «Простишь ли Ты меня, Господи?» И ему явился Спаситель, а рядом с Ним – злой дух. Сатана сказал Господу: «Этот монах тебя столько раз предавал, прямо как Иуда! Разве можно простить такого грешника?» А Господь ответил: «Ты ведь принимал его, когда он от Меня к тебе уходил. Как же Мне его не простить?»
Бог рядом с человеком. Он для нас самый первый ближний.
-Святой праведный Иоанн Кронштадтский утверждал, что Господь нам ближе, чем мы сами.
-Человек, который это знает, не будет отчаиваться. Душа, увидевшая свои слабости, всегда может сказать: «Господи, Ты жив! Я принимаю жизнь, которую Ты мне даешь».
И придет утешение. Ведь скорби для нас – как трещины в камне, через которые пробивается живой росток.

-И в заключение – одно письмо архимандрита Иоанна (Крестьянкина), написанное в конце прошлого века:
«Держитесь Церкви Святой Православной, и не оставит вас Господь. Своей же головы и нравственных оценок всего происходящего терять нельзя. А контроль во всем и всегда – свет Христова учения, данный в Святом Евангелии, и совесть наша. Уж ее-то обмануть нельзя. То, что сейчас и в церковь проникли лукавство, и фальшь, и лицемерие – не диво. Что мир народил, тем и Бог наградил, – пословица-то ведь права. Ведь из 70-летнего безбожного плена мы возвращаемся больные и искалеченные. И выздоровеем ли? Это неизвестно, как бы не умереть. Так что… теперь бездумно жить нельзя. Умудри вас Господь! Благодарите Бога, что Он вам дорогу в Церковь показал».

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ