Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Христос прямо говорит нам о законах двух царств – света и тьмы, чтобы мы могли отделить одно от другого. Об этом у нас шла речь в прошлый раз. А теперь – продолжим.

Господь входит в обстоятельства нашей жизни, наших низких законов. Он не рад им, но входит в них, чтобы мы не углубляли свое разделение, не создавали изолированности друг от друга.

Жизнь всегда парадоксальна: чем больше одинок человек, тем зависимее и не свободнее он становится. И наоборот: чем свободнее, тем больше у него возможностей быть единым с другими.

К сожалению, наш ум, теряя красоту и глубину, перестает соединять в себе эти противоположности. Мы часто не понимаем, что и покаяние всегда должно быть радостным. Не потому, что я радуюсь греху. А потому, что есть Тот, Кто освобождает меня, дает мне милость.

Одиночество (нелюбовь) – это уже смерть. А проявляется нелюбовь вплоть до того, что закрываются наши телесные очи, и мы не способны внимать происходящему вокруг нас. По существу, это тоже смерть. Но тьма не объяла света (см. от Иоанна. 1. 5). И свет Христовой жизни проникает во всю смерть.

Многие слова Спасителя отрицают законы этого мира (это мы их сюда принесли!) и одновременно – утверждают иные законы. Господь предупреждает нас: что здесь может быть низко, то высоко перед Богом.

Нам кажется, что всякое зло презренно. Но не презрен человек, который находится во зле. Он дорог Богу, хотя мы это с трудом признаем и ведем войну против других. А Христос, отрицая зло, никогда не отделяет Себя от человека – и вместе с ним умирает от его зла.

Но вернемся к началу служения Господа. Вот Он крестится от Иоанна, исполняя так «всякую правду» (от Матфея. 3. 15). И, как написано в Евангелии, немедленно, без промежутка – на сорок дней уходит в пустыню (от Марка. 1. 12). Там терпит голод. После этого, отмечает евангелист Матфей, Христос «взалкал» (4. 2), ведь Он принял тело человека, уже потерявшего Рай. А в теле запечатлены немощи и слабости, в нем есть некая несвобода: оно от многого зависит.

В момент алкания к Христу подходит сатана и начинает Его искушать (от Матфея. 4. 3-10). Задает Господу вопросы, которые объясняют: мы, люди, живем в мире, небезразличном к нам. Когда делаем выбор в сторону греха, нам кажется, что это касается только нас: вроде бы мы тратим, убиваем только свою душу. Так ли? Конечно, нет. Наше зло прицельно убивает что-то еще – доброе, невинное, чистое.

Часто, отвечая злом на зло, мы думаем, будто наказываем злодея. Но, если это наказание было в исступлении, зло обязательно коснется кого-то другого, не остановится на этом месте. Будет убивать саму жизнь или ее остатки, которые пока есть на земле. Гнев Божией правды не соделывает.

Христос с каждым шагом все глубже погружается в нашу смертность. Пустыня – это же человеческая жизнь, в которой нет пищи. А что нас питает? Святые говорили: человек есть то, что он ест. Это касается не только тела и его клеток, но и души. Мы питаемся тем, что слышим, чувствуем: нашими дружбами, ссорами, расстройствами. И такую пищу постоянно поглощаем, может быть, не отдавая себе отчета в этом.

Полезно бывает посмотреть, чем я питался в течение дня – с самого утра. И окажется, что это были страхи, скука, полу-желания, обиды, подозрения. Вот что я принял и усвоил.

А Христос говорит нам о той пище, которая существует в Царстве Небесном. Позже мы поговорим об этом подробней, а пока отметим Его слова: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня» (от Иоанна. 4. 34). Опять-таки мы видим:

Его жизнь – от Другого и для Другого, а не для Себя. Для Него желанно обрадовать того, кого Он любит, пойти ему навстречу. И эти желания – не принудительные, вынужденные, как часто бывает у нас. Мы себя заставляем кому-то помочь (и это признак нелюбви). А Ему невозможно не исполнить этого.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)