Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

В прошлый раз мы начали говорить об искушении Христа в пустыне. Человек есть то, что он ест. Это касается не только тела, его клеток, но и души. Мы питаемся тем, что слышим, чувствуем: нашими дружбами, ссорами, расстройствами.

Казалось бы, мы не хотим сознательно приносить ни огорчений, ни ущерба тому, кто нам дорог. Но, оказывается, на земле очень мало пищи взаимной доброты. И глубочайший голод возникает там, где мы не слышим другого: «еда» начинается со слышания, принятия в себя.

Христос дал нам молитву: «Да будет воля Твоя» (от Луки. 11. 2). Но у нас – совсем другой закон: «Да будет воля моя!» В этом легко убедиться, если вечером мы вспомним свой день. И окажется, что нас волновали только собственные чувства, проблемы или удовольствия, радости. Кто спрашивал нас о том, что с нами происходит? Если никто, то для нас это была пустыня.

В пустыне многие сталкиваются с тем, что они никому не интересны. Конечно, происходят какие-то события, забавные эпизоды, на которые вроде бы окружающие реагируют. Но не на саму личность человека. Его жизнь от начала до конца – абсолютно никем не востребована. Более того, мешает другим. И получается, что от тебя способны принять: только подавай! Но ты при этом – не нужен.

Некоторые люди и к вере приходят, а при этом остаются в пустыне. Им необходимо то, что есть у Бога, но не Он Сам. Они соблюдают правила, законы, традиции, обряды, совершают подвиги. Вот только Господа в их жизни нет.
И в такую пустыню, где полное одиночество, где отсутствует другой, уходит Христос. А там – камни, которые не чувствуют, не слышат, не понимают, не доверяют, не нуждаются ни в ком.

Много раз потом будет возникать этот образ камня в Евангелии. Например, когда Господь въезжал в Иерусалим, Он говорил: «если они (ученики) замолчат, то камни возопиют» (от Луки. 19. 40) . И это не случайное замечание. Человек стал камнем, а его душа – каменистой почвой, которая не приемлет зерно веры (от Луки. 8. 13). И Предтеча Господень утверждал: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (от Матфея. 3. 9).

В конце концов, в пустыне Христа начинает искушать диавол: «если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (от Луки. 4. 3). Этот внешний образ свидетельствует о невидимом мире. Здесь речь не о том, чтобы сделать съедобными куски кремния (хотя и об этом тоже). И Христос отвечает на это искушение: «написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (4. 4).

В этом ответе указывается (хотя внимание на этом не останавливается), что человек – стал плотью, телом. И еда – вожделенна для него. Она занимает главное место. В древние времена, когда совершалась первая Пасха (исход евреев из Египта), люди хотели не свободы, а рабства, в котором есть надежная пища. Дай им пропитание – и они согласны быть рабами.

Опять же, еда – это не только похлебка, но и зрелища, увеселения. Иногда товарищеские, дружеские развлечения. Но в них во главу угла ставится не другой человек, а его имение. То есть хлеб и питье, от которого, как говорил Христос, человек опять возжаждет.

Но сказал же Господь: есть вода вечная, от которой ты не будешь жаждать снова (от Луки. 4. 13-14). Есть пища не от мира сего, которая совершенно необходима человеку и делает его счастливым, блаженным. Причем, мы и для себя ее можем найти, и принести  другим людям. Напоить, одеть, посетить страдающих. И в свою очередь – принять помощь, милость.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)