АЗЫ

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Мы продолжаем говорить об искушении Христа в пустыне — и о том, какие заповеди Он дает нам, преодолевая эти искушения. Уход в пустыню происходит сразу же после Крещения Господа, когда Он принял на Себя все человеческие грехи, избавил нас от них.

В Иордане и теперь омываются грехи людей — тех, кто был, есть и будет. Иордан ждет: пожалуйста, заходи! В него можно погрузиться мысленно, если скажешь в сердце: «Господи, прости! Я знаю, что Ты пришел меня помиловать». И человек, безусловно, будет принят Богом. Да только трудно это сказать тому, у кого сердце мертвое. Надо еще до этого пройти определенный путь.

Заметьте: Господь входит в воду и после Крещения тотчас (по-церковнославянски — «абие») выходит из нее (от Матфея. 3. 16). Человечество избавлено от греха. Но, оказывается, этого мало для того, чтобы зажить свято. Наше тело имеет инерцию. Оно привыкает к греху — клеточка за клеточкой. Зависит от еды, питья, всевозможного комфорта. Более того — даже наша душа подчинена телу. И ей надо постепенно освобождаться от его немощей.

Вот примеры. У алкоголика все клеточки становятся «пьяницами» — и нужно время, чтобы они «одумались». У лентяя клеточки расслаблены. Он просит: «Господи, прости!» И Бог его прощает. Но человеку еще надо потрудиться, активизировать свои клетки. Восьмичасовой день он сразу не отработает, начинать придется с нескольких минут. И только потом у него пойдет другая жизнь.

Входя в пустыню на сорок дней, Господь дает возможность телу стать на место, подчиниться душе. И жить дальше, несмотря ни на какую скудость.

Мы-то привыкли к тому, что душе становится невыносимо, если тело находится в стесненных обстоятельствах. Но состояние первого человека Адама было иным: еда не являлась для него источником блаженства. И даже необходимым запасом калорий. А он жил.

Сейчас многие утверждают: надо сначала накормить народ, а потом уже говорить ему о высоком. Это так, если народ находится в неживом, мертвом состоянии. Но если бы народ раскаялся, у него появилась бы свобода от требований и ограничений тела (а эти требования — величайшая несвобода!). Сказал же Христос, что пришел сделать нас во всем свободными (см. от Иоанна. 8. 36).

Конечно, мы остаемся носителями природы, которая значительно подпорчена грехом. Но Бог вошел в пустыню. И если я тоже в нее войду и при этом буду чувствовать себя вместе с Ним, то мое тело перестанет быть жестоким господином.

Кратко это можно выразить так: человек, переживший свободу духа, не пугается всевозможных недостатков в пище и так далее. Он может сказать: «Тело не является источником счастья или несчастья. Душа может стать и над счастьем, и над несчастьем». Вот в чем проявляется свобода и вход Христа в нашу пустыню.

Господь открыл путь многим людям, которые потом раскаялись, захотели святой жизни — и тоже ушли в пустыню. Не заботясь о том, что они будут там пить и есть. Позже в Евангелии Он даст нам и эту заповедь, потому что после Его пребывания в пустыне мы уже можем ее исполнить.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

 (Продолжение в следующем номере)