Интервью

ПРОТОИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ БРЕЕВ:
«ПОКАЯНИЕ – ЭТО ТАИНСТВО, КОТОРОЕ ИСЦЕЛЯЕТ ДУШУ»

В первых главах Евангелие рассказывает, как Иоанн Креститель «проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (от Луки. 3. 3).
Господь, начиная общественное служение, призывал людей: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (от Матфея. 4. 17). А воскресший Спаситель посылал учеников на проповедь – именно покаяния и прощения грехов «во всех народах» (от Луки. 24. 47).
Но зачем каяться? Этот вопрос часто задают наши читатели. Вот и прошу ответить на него протоиерея Георгия Бреева, настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

-Ни в одной религии нет такого внимания к покаянию, как в христианстве, – говорит батюшка. – Бог никогда ничего не требует от человека. Но слово о покаянии, звучащее из уст Спасителя, – по-настоящему требовательное. Это непременное условие жизни. Как бы ядро, сердцевина веры.
Позже в Евангелии Господь предупреждает: «Если не покаетесь, все… погибнете» (от Луки. 13. 3, 5).
-Но почему?
-Вот представь себе орешек. Его ядро находится в твердой скорлупе. Чтобы это ядро достать, надо расколоть скорлупу.
-А мы разве чем-то похожи на орех?
-Конечно. Люди часто ограничиваются внешними вещами, рассуждают примерно так: «Да, я обычный человек, недостатков у меня полно. А у кого их нет?» И тогда покаяние им вроде ни к чему. Оно не будет действовать, преображать их.
-А как надо рассуждать?
-Прежде всего – проникнуться этим глубоким требованием Спасителя и Иоанна Предтечи. Но и этого мало: одно дело – знать, а другое – применять знания на практике.
Господь пришел на землю, чтобы открыть перед нами вечную жизнь. И прежде, чем преподать нам полноту высочайшего Евангельского учения, Он показывает узкую дверь, которая вводит в Царство Небесное.
-Какую дверь?
-Покаяние. Древние города обносили мощными крепостными стенами. И войти в город можно было только узкими воротами. В Евангелии мы читаем слова Господа: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (от Матфея. 7. 13-14).
-А чем опасен широкий путь?
-Тем, что все раскрыто, нет стен. Приходи, вор и разбойник, заставай хозяев спящими – и все забирай: и имущество, и их самих.
Это образы старинные, но и сегодня они раскрывают нам суть покаяния – Божественного дара, который готовит человека к Вечности. И это не внешний обряд, а нечто глубинное.
Внешне-то мы оглядываемся на других людей – родителей, близких, друзей, знакомых – и видим: все замешаны из одного теста! И я вроде бы не хуже других.
-А, может, и лучше: не краду, например.
-И тогда зачем мне исправляться? В чем? Остальных людей Бог милует. А меня что же – не помилует?
-Вот именно.
-И только покаяние дает нам возможность глубоко проникнуть в суть своей природы.
Апостолы начинали создавать Церковь, и первым требованием их к верующим было – внимание к себе. Оно открывает человеку его духовный мир.
Помню, юношей я тоже слышал о покаянии – и верил этим словам. Но сравнивал себя с остальными – и не понимал, в чем мне каяться.
Все мы, мальчишки, были хулиганами. Каких только безобразий не делали! Залезали в чужие огороды, срывали у соседей капусту или дергали морковку, потом приносили ребятам: «Вот, кормитесь!» И это считалось геройством.
-А в чем геройство?
-Ну, как же! Ночью и хозяева могли выйти, и собака напасть. А когда у нас первые зарплаты пошли, то их обязательно «обмывали» – всем двором. Вроде бы ничего такого тут нет, нормальные человеческие поступки, вполне невинные.
Но внутри все-таки чувствовалось: что-то не так. И осознать это было непросто. Сколько ни смотрел я на друзей, мне всегда казалось, что дворовое содружество – это хорошо. Мы же общаемся друг с другом.
-И что оказалось не так?
-Человеческие немощи у нас переходили от одного к другому. Я «обогащался» недостатками остальных ребят, а они – моими недостатками.
После Крещения жизнь открылась мне иной стороной.  Возник вопрос: «Зачем я родился, живу?»
И лишь тогда пришло понимание: Спаситель пришел и сказал Свое Слово нам – как разумным существам, которые имеют Божественные достоинство и природу. Его призыв к покаянию – это призыв к тому, чтобы человек разглядел себя не внешне, а из глубин духа, сознания, из самой сути. Поставил себя не перед другими людьми, а перед Богом.
-То есть сравнивал себя только с Христом?
-Да, только с Ним. И тогда можно увидеть себя в истинном свете. Вот простое сравнение. Представь, гуляет человек летней ночью. В темноте ему кажется, что никого тут больше нет. А дойдет до фонаря – и удивляется, сколько там  летает всяких мошек. Ведь шел – и не замечал ничего!
Так же примерно посмотришь в себя при свете заповедей Божиих – и увидишь, сколько там кишит разных «насекомых», которые были в душе и вчера, и сегодня, и завтра будут. И, может быть, ты с ними в Вечность уйдешь. И в каком качестве там предстанешь?
-Похоже, незавидном.
-Покаяние – это проявление Божией силы. Без покаяния – все растеряешь. И если начнешь внимать себе, то тебе откроется Высшее.
Даже на биологическом уровне жизнь устроена так: новое не появляется до тех пор, пока прежнее не отомрет. Ученые утверждают: в течение жизни все клетки человеческого тела сменяются много раз.
-Да-да!
-Господь хочет дать нам новую – вечную жизнь. И надо, чтобы в нас умерло то состояние, которое закрывает нам перспективы этой жизни. И покаяние – это прозрение Вечности.
Оно переплавляет человека внутри: наше сознание, мысли, отношение к себе как личности, другим людям, к Богу и Творцу, Божественному Слову, которое принес нам Христос.
Царство Божие начинается на земле. Внутри человека находится не только сборище грехов, но и подлинный Божественный свет. Он открывается нам через покаяние.
-А без него?
-Тоже открывается. Бог любит человека. Но через покаяние Божественный свет начинает по-настоящему действовать в нас. Ведет в Небесное Царство, готовит к нему, очищает.
Господь сказал: «Я свет миру; кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (от Иоанна. 8. 12). И наше дело – умолять Его: «Не лиши меня Своего света!» Иначе он отойдет – и не поймаешь, как птицу, которая вылетела из рук.
Покаяние – это поистине Таинство, которое исцеляет душу. А какой ценой оно нам дано?
-Какой?
-Так возлюбил Бог мир, что Сына Своего единородного послал сюда на смерть, чтобы ни один верующий в Него не погиб, а получил вечную жизнь. Кровь, пролитая Господом, очищает нас.
Люди, не ведавшие силы Божией, спрашивали Христа: «Как это Ты говоришь, что мы сделаемся свободными? Мы никому не были рабами!»
-Мы тоже так говорим.
-А Он отвечал: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (см. от Иоанна. 8. 33-34). И до страданий Христа у людей не было власти по-настоящему очищаться от греха. Это Он, Своим страданием победивший грех не одного лица, а всего человечества, дал такую власть апостолам: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (от Иоанна. 20. 22-23).
В одном видении Господь сказал преподобному Силуану Афонскому: «Держи ум во аде – и спасешься».
-Почему так?
-Преподобный Силуан известен нам как ревностный подвижник. Но его мирская жизнь была не совсем угодна Богу. И Господь указал ему то место, которого он достоин.
-Неужели ада?
-И ничего иного. Но человек, глубоко осознавший это, оправдывается Богом – благодаря вере в Него и покаянию.
-Вот что надо помнить.
-И внимать каждому движению души. Как только пришла дурная мысль или чувство злобы, сразу спрашивать себя: «Какое я имею право давать им место в своей душе? Это же прилоги, которые склоняют меня к греху и могут полностью получить власть надо мной!»
Внутри нас концентрируется огромное количество разрушительных сил. Жизнь терпит от них урон. А покаяние духовно возрождает тех, кто хочет получить от Вселюбящего Бога дар всепрощающей благодати.
-Какие теплые слова!
-Святые отцы называли покаяние вторым Крещением. В Крещении мы очищаемся от греха, но потом снова грешим, потому что навык к греху, порочные склонности у нас остаются.
Преступая заповеди, человек всякий раз надевает на себя такие оковы, которые связывают его внутри. А покаяние эти оковы разбивает, позволяет преодолеть грех, получить внутреннюю свободу. Обновляет, переменяет ум.
До тех пор, пока мы живем внешне, не заботясь о внутренней чистоте мыслей, чувств, действий, душа наша остается закрытой. И находится в заскорузлости, окамененности, как орех в скорлупе. Но покаяние раскалывает скорлупу – и начинает нас преображать. Приобщает к нашему Творцу и Спасителю.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ