Интервью

ЧТО ТАМ БУДЕТ ВПЕРЕДИ?

Новый год, как всегда, вызвал шквал прогнозов и предсказаний. Их читают, обсуждают с азартом, с «гибельным восторгом», как пел Владимир Высоцкий. В воздухе словно витает ощущение катастрофы – конца света. Уж не сбываются ли слова Христа: «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий»? Не от реальных событий, а от их предвкушения.


Прошу священника Петра ВИНОКУРОВА объяснить, как нам относиться ко всем этим предсказаниям. И слышу в ответ:
-Как к заявлениям людей, которые не имеют отношения ни к духовным исканиям, ни к церковной жизни. Современные гадалки и «прозорливые» кинопродюсеры умеют захватить внимание людей. А на деле просто извлекают выгоду, получают дивиденды от этих прогнозов.
-Но ведь были же библейские пророчества? Чем они отличаются от сегодняшних – «светских»?
-Духовное предсказание всегда объясняло, что люди делают не так и к чему призывает их Господь. Оно давало шанс преодолеть бедствие – и приобрести сокровище.
-А можно пример?
-Конечно. Пророк Исаия обличал Израильский народ в отступлении от Бога. Он говорил: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы… Князья твои законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (1. 21-23). «Всем же отступникам и грешникам – погибель, и оставившие Господа истребятся» (1. 28).
Но это предсказание не было фатальным и безнадежным. Оно не несло угрозы всеобщей гибели, а призывало образумиться: «Омойтесь, очиститесь;.. перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову» (1. 16-17). «Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его – правдою» (1. 27).
-Иными словами, люди имели выбор: будешь жить ложью – получишь одно, будешь жить правдой – совсем другое. Это пророчество на все времена. К нам оно тоже подходит.
А какое сокровище было обещано?
-Это дальше: «Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (7. 14). Что значит – «С нами Бог». Несмотря ни на какие бедствия и отступления Израилю обещан Спаситель.
А в современных предсказаниях все-таки заметно предательское, нечестное отношение к людям. Не объясняется причина несчастий.
-И не говорится, можно ли что-то изменить.
-Внутренне мы соприкасаемся с таинственной областью, с невидимым миром. Но делаем это по-разному. Можем познавать Бога, Его творение. А можем – выискивать, как бы добиться улучшений, избежать неприятностей – без труда.
-То есть магически?
-Апостол Павел советовал смотреть, каким духом наполнены предсказания. Если они запугивают, доводят до уныния и разобщения, то идут от духа злобы. А Дух Божий – примиряет, соединяет, не уничижает душу.
Наша жизнь на земле конечна. Этот мир тоже имеет конец, но не заканчивается тупиком, а входит в другое измерение. И вера понимает это. Жизнь на земле пока продолжается, развивается. Прежде всего – в нас самих.
Даже пророки хотели видеть – и не видели того изобилия благодати, которое открылось нам во Христе. Вот храм Божий, вот Таинства, благословение на труды и жизнь.
-И если проживешь сегодняшний день полно, то и завтрашний – тоже. А в испытаниях Бог пошлет силы.
Но все-таки признаки конца света имеются?
-Апостол Павел писал своему ученику: «Знай, в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 послание Тимофею. 3. 1-5).
-Да это же про нас! Теперь многие всерьез думают, что «благочестие служит для прибытка (прибыли – прим.)» (1 послание Тимофею. 6. 5).
-А жажда прибыли, выгоды – это тоже признак кончины мира. Разлад и разрушение начинаются там, где люди на первое место ставят земные блага, свои амбиции или узкие интересы. Тогда гибнут империи, заканчиваются государства.
-Ну, так что? Конец?
-Войны, кризис власти или культуры всегда вызывали в людях ощущение конца света. Так было в годы заката Византийской империи.
-Вот как?
-Так было в правление Петра Первого. Тогда рушился прежний церковный и жизненный уклад, причем сверху, по приказу: как начальство сказало, так и делай, не задавай вопросов.
Мы знаем, что Церковь – это Тело Христово. Церковная жизнь движется Духом Святым. И тут малейшая перемена, навязанная извне, может восприниматься как конец света. А нравы, обычаи, народные обряды меняются.
-Так что же – в Церкви совсем ничего нельзя менять? Это всегда воспринимается как конец света?
-Не всегда. В XIV веке, при митрополите Московском Алексии, был сильно изменен устав Богослужения. Длинные службы стали непосильны для большей части народа. И их сделали  короче, в них появилось больше песнопений. Но эта перемена не вызвала у людей ни протеста, ни ощущения конца света.
Священники тогда объясняли народу, почему происходят перемены. Никто никого не унижал, не давил, не оскорблял. И вот такой результат.
-Да, и напоминание для нас, как надо относиться к людям.
-Хочется, конечно, чтобы ближайшее будущее сулило нам благополучие и комфорт. Но ведь «неприятности» попускает Бог. Ни один волос с нашей головы не падает без Его воли.
-Зачем попускает?
-Через «неприятности» мы видим, что развращены, ленивы, расслаблены. Перечислять можно долго. Бывает, что люди свою совесть сжигают, через других переступают. А что приобретают в итоге? Озлобляют себя и окружающих – и уже не могут найти ни доброго сердца, ни светлых отношений. А что унаследуют их дети? Страх и желание спрятаться за высоким забором? Но об этом почему-то не думают.
А ведь голос души невозможно совсем заглушить. Посмотрите, за несколько десятилетий до падения Константинополя там стало совершаться много самоубийств.
-В православной стране?
-Да, причем среди образованных и обеспеченных людей. Оказывается, это явление характерно не для примитивных культур, а для народов с развитыми технологиями и искусствами.
Желание свести счеты с жизнью возникает от чувства духовной пустоты, бессмысленности существования. Материальных благ много, а душа страдает. И человек совершает страшный шаг – отказывается от драгоценного дара жизни.
-Выходит, и теперь самоубийства происходят от внутренней пустоты.
-Признак мудрости – понимать, что внешняя жизнь переменчива. Зато душа имеет вечную красоту и небесное достоинство. В течение жизни человек собирает в себе свет, который станет утешением для него самого и его близких.
Грустно смотреть, когда зрелые люди требуют: «Дайте нам развлечений – еще и еще!» Стремятся омолодиться любыми средствами, скачут вприпрыжку, приговаривая: «Мы еще повеселимся!»
Теперь на праздники мы собираемся узким кругом и желаем друг другу личного благополучия, удачи в будущем. Ищем «согласия» с гороскопами. А в прежние времена – раздавали милостыню, помогали бедным, заключенным.
-Почему?
-Да потому, что милостыня больше влияет на наше будущее, духовную и жизненную участь, чем всякие магические способы. Окажешь милость, послужишь беспомощному – и получишь благословение Божие, Его поддержку, защиту.
В храмах всегда служат молебны о наступающем Новом годе. Мы просим Бога о мирной, доброй жизни. О том, чтобы научиться исправлять свои ошибки и побеждать взаимную вражду. И чтобы Господь помиловал нас.
Ведь мы часто наполняем будущее выдумками, мечтами. А Бог дает нам реальное чувство, что Он близок, не оставляет нас.
-Но ведь ученики тоже спрашивали Христа о признаках конца мира. Им тоже это было интересно!
-Да, и Господь отвечал им, что не их дело знать времена и сроки. Но признаки конца мира называл: «восстанет народ на народ и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба» (от Луки. 21. 10-11).
-Пока не так.
-«И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются…» (от Луки. 21. 25-26).
Появится человек – антихрист, который поставит себя на место Бога. И будет править больше трех лет.
-Вы говорили, что в настоящих духовных пророчествах обязательно бывает утешение. Тут оно какое?
-«…и тогда увидите Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (от Луки. 21. 27-28).
Смысл этого откровения не в том, чтобы запугать нас катаклизмами. Главное – не они, а встреча с Богом, о которой мы ежедневно вспоминаем: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь».

И еще – несколько слов святителя Василия Великого:
«Не любопытствуй о будущем, но располагай настоящим с пользой. Ибо какая тебе выгода предвосхитить знание? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты о нем и не предузнал. А если оно скорбно, какое для тебя приобретение наперед томиться скорбью?»

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

12 февраля – собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста