Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Мы продолжаем говорить об искушении Христа в пустыне и о том, какие заповеди Он дает нам, преодолевая эти искушения. В конце пребывания в пустыне Господь взалкал. И в этот момент к Нему приблизился дух злобы.

Мы знаем: когда враг выходит против нас со знаменами, относительно легко поднять свои знамена – и выйти навстречу ему. А когда враг растворен среди нас, когда это шпион, – с ним сражаться намного тяжелее.

Перед Христом становится явный, ласковый и «доброжелательный» враг. А нам, чтобы его увидеть, требуется долгий путь. И не нужно обманываться, будто мы, плотские люди, явно видим и слышим злых духов. Эта сила действует, но действует она незаметно для нас. Крутит, вертит, управляет нами запросто, исподтишка.

Апостол Павел говорил, что вера поначалу только угадывает, где чисто, а где скверно и темно. Нужна именно интуиция веры (другими словами – сердечное зрение верой), чтобы услышать заповеди Христа. Ими Господь предупреждает нас, где жизни не будет. Например, на песке ее не построишь. Не сложится она и там, где человек ведет себя нерешительно, половинчато: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (от Луки. 9. 62).

Мы знаем подвижников, которые постепенно научались понимать принципы действия зла – и даже встречались с ним лицом к лицу. В моменты таких встреч, когда соблазн приходил прямо, непосредственно, они думали, что умирают, пропадают. И жаловались Христу, как это делал Антоний Великий:
-Где же Ты был, когда меня тут убивали?

А Господь отвечал:
-Я был рядом. И если бы не так, что бы от тебя осталось?
При чтении Евангелия не чувствуется, что встреча с духом тьмы зловеща и страшна. Потому что зло стоит перед Христом – настоящим Богом. Но любой человек, который встретится с тьмою один на один, испугается до смерти.

Это от неполноты, несовершенства нашей веры: Бог победил, преодолел зло, так как в Нем Самом не было никакой тьмы, ничего родственного ей. Зло не имело власти над Господом изнутри. И путь человека – запомнить победу Христа, причины и цену ее всеми «клеточками» тела и души.

И вот – первое искушение. Падший дух говорит Христу:
-Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (от Матфея. 4. 2).
Напомню, что Господь сорок дней пробыл в пустыне. И хотя Он алкал (был голоден), но сразу же засвидетельствовал, что у Него есть иной хлеб. Это тот самый хлеб единства с Богом, в котором личность уже возносится и над сластью, и над мукой одиночества – одновременно.

Что это значит? А то, что человека, принятого Богом, в жизни уже не пугает и не радует ничего, оторванное, отдельное от Господа и других людей: ни личные богатство и устроенность, ни личные страдание и нищета. Ни одна земная награда не сделает его счастливым, блаженным. Человек будет понимать: мое блаженство в том, что во мне есть Другой. Христос это и говорит:
-Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (от Матфея. 4. 4).

И мы можем другого человека слышать – как Бога, Божие создание. Как Его сына. И только это будет насыщать нас – навсегда, навечно.

Пока этот человек для нас только партнер по жизни, соратник по борьбе или сотрудник по работе, наша общность нас так не насытит, несмотря на производственные и прочие успехи.

Опять придет голод, алкание. А когда перед нами вечная душа, которая пока пусть только ищет Бога, не находит, но не устает искать, – это уже совсем иное, связанное вместе, увековеченное милостью, утвержденное силой воскресения.

Один только поиск, начало поиска делает нас родными, свидетельствует и утверждает благодатью: наши души – Божии. Всех людей.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)