Интервью

ЗАЧЕМ УВАЖАТЬ СТАРШИХ?

Две женщины поднимались в лифте. Когда двери открылись, молодая сказала пожилой:
-Проходите, вы старше.
На остановке затормозила маршрутка. Пожилая женщина открыла дверь, и тут же мимо нее в салон проскочила девушка – на свободное место.
Наше отношение к старшим бывает разным. При том, что заповедь Божия устанавливает: «Почитай отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле».

-Возможно, поведение этих двух молодых женщин – всего лишь результат воспитания, – считает священник Михаил ПОТОКИН. – Конечно, вежливость положительно скажется на их жизни. Но о состоянии души человека только по этому эпизоду судить нельзя.
-Да, конечно. Не всех учат правилам поведения.
-А для воспитанных людей уступить место в транспорте – это же нормально. И даже приятно. Но нравственное состояние у нас сейчас плохое, болезненное. Вежливость становится чем-то сверхъестественным. И было бы хорошо вернуться к нормальным отношениям внутри общества, семьи. Но легко сказать – вернуться.
Господь говорит в Евангелии: «кто не собирает со Мной, тот расточает» (от Матфея. 12. 30). Его слова распространяются не только на духовную, но и на всю нашу жизнь. Внутренне мы никогда не стоим на месте, а всегда движемся – в ту или иную сторону.
-Созидания или разрушения?
-Да, и человек, который не беспокоится о своем нравственном состоянии, не пытается его изменить к лучшему, будет скатываться все ниже и ниже.
-А если он все осознает? И все-таки изменить себя не может?
-Зато все возможно Богу. Об этом говорит Христос (см. от Матфея. 19. 26). И если человек признает свои немощи, кается, то его жизнь состоится, будет полной.
Заповедь о почитании родителей дана людям еще в Ветхом Завете. В ней кроется большая глубина, а не просто формулируется социальная задача – обеспечить старость.
-Глубина – из глубины веков?
-Конечно. Тот, кто почитает отца и мать, становится наследником их жизни, а не только денег. Материальное наследство легко уходит: проели – и все. А духовное – остается навсегда, внутренне питает нас.
Посмотрите, в заповеди не сказано, каких отца и мать надо почитать – хороших или плохих. Есть же «плохие» родители, которые оставили своих детей. Не воспитывали, не заботились о них, забыли. Сейчас это сплошь и рядом. И на первый взгляд, кажется: хороших родителей нужно почитать. А плохих-то – зачем?
-Так зачем же?
-Человек получает жизнь через родителей. И это обязывает нас благодарить их – в любом случае.
-Но мы прежде всего от Бога жизнь получаем. Он дает нам душу.
-Да, и по отношению к Нему часто ведем себя так же, как с родителями: благодарим, когда нам хорошо, и жалуемся на Него, когда плохо. Но любить и благодарить Бога за жизнь мы все-таки должны независимо от судьбы и обстоятельств.
Вообще это трудная заповедь. В обычной жизни, например, я могу не общаться с человеком, который мне не нравится. И совесть меня, к сожалению, не укоряет.
-Почему – к сожалению?
-Когда мы человека от себя отделяем, говорим, что он нам не нравится, то нарушаем заповедь о любви к ближним. Значит, есть моя жизнь, мой мир, мои знакомые, связи, – все только мое. Здесь уже проявляется самоутверждение. Но не об этом речь.
Мы будем благодарны любому человеку, который спас нам жизнь, оказался милосердным самарянином. И не будем спрашивать, хороший он или плохой. И он тоже, бросаясь нам на помощь, не спросит нас о наших взглядах. Значит, бывают моменты, когда в нас действует не расчет, а что-то иное. И это нельзя объяснить рационально.
С родителями – так же. Отношение к ним – это отношение к жизни. Мы не умеем их ценить, потому что не ценим дар жизни. Но, если мы будем стараться хотя бы насильно исполнять заповедь о почитании, она нам может привить и любовь к жизни.
-Удивительно.
-Нам вообще трудно жить друг с другом. С родителями – тем более. Ощущается разница в поколениях: у них другие взгляды, видение жизни, понимание житейских вещей, темперамент.
Обычно нас выводит из себя не что-то значительное, а мелочи: как человек ест, или что говорит, или «не то» смотрит по телевизору. У нас нет мира в душе. Нам кажется, что мы терпим родителей, а на самом деле – терпим себя. Это наши проблемы в том, что мы переживаем, злимся.
-И что делать?
-Это зависит от нашего выбора. Ни одну заповедь не выполнишь «случайно». Приходится терпеть, трудиться. А нам, как правило, трудиться не хочется. Но вот что интересно: почитание родителей соединяет поколения. Мы начинаем понимать и принимать друг друга. И тогда их волю легко исполнять.
Вот пример. Святой великомученик и целитель Пантелеимон жил в одном доме с отцом-язычником, тоже врачом по профессии. И терпел идолов в доме – ради уважения к отцу.
Со временем Пантелеимон увидел, что его отец готов принять Христа. Однажды к святому пришел слепой, которого не мог исцелить ни один врач. Отец тоже сказал, что эта болезнь неизлечима. Но Пантелеимон именем Христовым исцелил слепого. И отец сделал выбор, к которому был готов: поверил в Христа, Его силу, принял Крещение.
-Понятие родителей – широкое. Нас рождают в жизнь духовные наставники, учителя, друзья. Да просто люди, с которыми пересеклись на несколько минут – и это стало для нас уроком. Не потому ли надо почитать старших?
-Старшинство в Евангелии хорошо описано. Господь сказал: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (от Марка. 9. 35). Значит, настоящее старшинство – духовное. И это тоже выбор человека: старший себя «начальником» не ставит.
-Да, ставит младшего – рядом, и дает ему расти в свободе. Я такое видела. А старшинство – это опыт?
-Это знание и мудрость. И есть еще один аспект – почитание старших по званию: «Бога бойтесь, царя чтите». Так апостол Петр сказал (Первое послание. 2. 17).
-Мы чтим должность или человека?
-А должность сама по себе не существует. Стул с пиджаком не почитают. Есть люди, которые занимают определенные посты.
Иерархия – это способ организации жизни. Она есть в ангельском и человеческом мире, в природе. И совершенно нормально, когда мы ее принимаем и не сопротивляемся. Никакого стыда нет в том, что есть чины низшие и высшие. Каждый в своем чине может найти Бога.
-Это очень важно.
-Понятно, что правители приходят к власти или по воле Божией, или по Божиему попущению, когда правитель худой (таких примеров в истории много).
Человек, который стоит у власти, не всегда обладает теми качествами, которые нам хотелось бы в нем видеть. У него, как и у родителей, бывают свои недостатки. Дело не в них, а в принципе, который мы должны понять и усвоить: жизнь устроена по определенному закону. И необходимо проявлять уважение к человеку, который занимает ту или иную должность. Если, конечно, это подчинение – не преступное.
-Существенный момент.
-Правда, на деле мы часто пренебрегаем иерархией. Говорим: «Лишь бы на душе все было хорошо, а внешнее – пусть Бог простит». Но одно без другого не бывает. А с другой стороны, внешнее благообразие (повторю еще раз) не ведет автоматически к внутреннему духовному развитию.
-Мы опять вернулись к тому, что вежливость и почитание – разные вещи. Человек может быть плохо воспитан – и при этом внутренне уважать старших, а внешне безупречный (фарисей?) – иметь полное безразличие к людям.
-Первые христиане почитали своих родителей, уважали старших и должно относились к начальникам. Они пример для нас. Но от желаемого до действительного всегда далеко.
-А давайте вспомним другой пример. Как-то праотец Ной выпил вина – и уснул обнаженным. В комнату вошли его сыновья. Хам начал смеяться. А Сим и Иафет взяли покрывало и накинули на отца. Покрыли его наготу. Когда Ной проснулся, он проклял Хама.
-Иногда это проклятие кажется нам чрезмерным. Ну, укори, накажи. А зачем же весь род проклинать? За что будут отвечать дети, внуки?
-За что же?
-За богохульство. Ной – начальник рода и одновременно первосвященник, который приносил жертву, соединял род с Богом.
Грех не наследуется потомками. Но поступок Хама, его хамство – это как раз то, что Господь назвал хулой на Духа Святого: насмеяние над первосвященником. Последствия здесь такие: если ты сам отрекаешься от Бога, то этой заразе подвергаешь своих детей, внуков, правнуков. Раз нет посредника, ходатая за род перед Богом, то нет и общения с Ним.
-Но в тот момент у Ноя общения с Богом тоже не было.
-Да, в нем проявилась человеческая слабость, падшая природа. Вот и священники иногда впадают в какие-то страсти. Но при этом все равно остаются священнослужителями.
-И что делать, когда они ведут себя недостойно? Как прикрыть «наготу» наших отцов?
-Если человек безобразничает, и это кому-то угрожает, нужно прежде всего остановить его. В зависимости от ситуации решить, какое ограничение необходимо. А само зло нельзя распространять, умножать.
-Промолчать?
-Иногда возникает соблазн прикрыть чью-то «наготу» враньем: мол, этого не было – и все. Если бы так надо было поступать, Библия не рассказала бы нам эпизод с нашим общим праотцем Ноем. Выходит, прикрыть – не значит врать. Само по себе событие не отвергается. Отвергаются его внутренние последствия.
-Какие?
-Важно, чтобы зло не пустило корни во мне самом – через осуждение. Тем более, священника, в лице которого осуждают Церковь и Бога. Значит, с одной стороны, надо понимать слабость нашей природы, а с другой – видеть в любом человеке его Божественное достоинство. Сохранять внутреннее почитание, уважение к нему. Вот что значит прикрыть «наготу».
Но в поведении Хама есть еще одна важная сторона (и это урок для нас). Он указывает на наготу отца и, таким образом, считает, что сам-то он не наг.
-Превозносится.
-Не почитает отца – и не признает себя его наследником.
-Духовный закон о почитании старших действует в нашей жизни. Если мы не будем их почитать, то сделаем свою жизнь не благой и не долголетней?
-Да, и прежде всего – не в телесном, а в духовном понимании. Почитание родителей по существу – созидает нашу жизнь. Они есть – и мы не одиноки.
-Выходит, мы большое благо делаем нашим детям, когда прививаем им уважение к себе и старшим вообще?
-Безусловно. Им это почитание нужно больше, чем родителям.
Даже если родители умерли, у них не поздно попросить прощения. И мы станем наследниками их жизни. Связь поколений – восстановится.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ