Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Мы продолжаем говорить об искушении Христа в пустыне и о том, какие заповеди Он дает нам, преодолевая эти искушения. В теперешнем своем состоянии человек – это та же пустыня. Но он все-таки может покаяться, признать, что остался в одиночестве и сделал одинокими других.

Люди не способны наполнить пустыню нашей жизни, пока они причастны греху. Ведь основа греха – это предпочтение себя другому.  В нашу пустыню входит Христос, живущий только ради других – Отца и людей. И оживляет нас, все пустыни наших душ заполняет Собой.
Господь не говорит человеку: «Теперь ты не в пустыне, Я изменю твою жизнь». Нет, Он обещает нам иное: отныне мы с Ним – вместе. Наша жизнь меняется независимо от того, замечаем мы это «вместе» или нет. И вера дает нам видеть присутствие Бога в нашей пустыне.

Конечный образ пустыни – гроб, где не может быть никакой жизни. Но и тут Христос все наполняет Собой: Его Гроб становится живоносным источником. Из него проистекает жизнь, воскресение, которое преодолевает смерть. Господь дает возможность ожить даже тем, кто полностью умертвил, истребил в себе все живое. Он присутствует и в полной, кромешной пустоте.

Между прочим, в духовной жизни совершается парадокс. Если кто-то хочет любить все и всех: народ, мир, быть гуманистом, – то он не будет любить никого. Мы это видим на множестве примеров. А вот если я полюбил одного человека, то мне открываются и становятся небезразличны все люди. Об этом Господь тоже скажет позже.

Мы уже писали о блаженстве нищих духом. Понимать, что мы зависим от других, – и есть блаженство нищеты. Человек становится блаженным (счастливым) не тогда, когда все приобрел, а когда вдруг понял: я способен любить. Мне нужен другой.

В любви мы беспомощны, полностью зависим от своих любимых: если они захотят – откликнутся, не захотят – и ничего не сделаешь. Это важно понять и принять. Тогда любой отклик человека будет нами высоко цениться – как дело его свободы, независимого выбора души. Нам же всего мало, мы чего-то требуем. Не ценим подлинного, живем эфемерным, мечтательным. А ведь с милым рай и в шалаше. Это действительно так. С ним простая еда становится самой вкусной.

Посмотрите, что произошло, когда ученики приняли Христа как Мессию – Того, Кто прощает грехи. Господь Сам стал пищей для них. И мы питаемся Им – Его Телом и Кровью. Мудростью, добротой, верностью, милостью, умением слышать и слушаться, кротостью. И так далее.

Человечество проявляет необыкновенную изобретательность, все время ищет, чем бы безжизненным себя насытить. Выдумывает даже такие вещи, как, например, брачные контракты, где на бумаге оговариваются условия существования (!) супругов. Но это же отдаленное, карикатурное подобие брака.

Брак не имеет силы, если ты человеку не доверяешь. Контракт будет камнем преткновения на пути к жизни во взаимности: все мое – твое, все твое – мое. А тут получается, что люди соглашаются на камень и отказываются от хлеба. Они никогда не услышат из уст другого того, что их насытит. Решение уже принято. Случайно ничего доброго не получается, если рано или поздно не отказаться от расчета.

Случайно вообще не получается ничего. Всегда и все зависит от выбора человека. Он может, конечно, притвориться, сказать, что ничего не решал. Но это – тоже решение. Мы глубоко определяем свою жизнь. Вчитайтесь в ответы Христа злому духу в пустыне. И увидите: нам открыта возможность всегда и на все ответить решительно. Как бы нас не соблазняли насытиться камнями, мертвечиной, но нам нужно иное – живая жизнь. Она всегда непредсказуема. И нужен – Другой.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)