Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Мы продолжаем говорить об искушении Христа в пустыне и о том, какие заповеди Он дает нам, преодолевая эти искушения.

Сейчас популярна китайская поговорка, адресованная врагам: «Желаю тебе жить во времена перемен». Вроде бы ничего хуже быть не может. Но на самом деле это единственные живые времена. Мы-то хотим стабильности, мертвечины, боимся будущего. А Христос таких людей сравнивает с несъедобным камнем, хотя они могут быть – живым хлебом, дающим силы, нужным для других.

Когда мы боимся непредсказуемости? Когда сами – предсказуемы. А человека, настроенного на жизнь, непредсказуемость будет только радовать, удивлять. И обновлять. Любовь как творчество всегда неожиданна для любящего и любимого.

Дух злобы предлагает Господу: Своей властью сделай эти камни живыми. Но Христос отказывается: люди сами должны выбрать жизнь с Ним в непрестанном движении  – или без Него в окаменении.

Часто мы предъявляем претензии к Богу: «Почему Ты мне не помогаешь?» Но нам уже вручены некоторые дары – таланты думать, чувствовать, верить, дружить, надеяться. В нас есть «запас», богатство для поддержания жизни. И его можно использовать – не только расточать, но и собирать с Христом. В противном случае мы начинаем отказываться от всего – даже от таланта быть людьми.

И понимание, и разумение могут быть хлебом, который питает нас. Что я имею в виду? Мне, допустим, хочется удержать состояние взаимной радости, откровенности, хочется понять, как они возникают. Но есть необъяснимое, таинственное. Есть слово, которое исходит из другого, из уст Божиих. Оно свободно звучит, где хочет. К нему нужно прислушиваться.

Еще раз повторю: примитивный расчет мешает нам в отношениях друг с другом (например, что я могу взять от вас как от начальника или врача). А жизнь возможна только тогда, когда мы думаем о том, как будем вместе в Вечности. Не замучаю ли я вас там? Не замучаюсь ли с вами? Только добрые чувства, желания, которые исходят из сердца, дают пищу душе и делают отношения подлинными. Все остальное – камень.

Часто говорят, что после смерти человека остаются его труды, память о нем и так далее. Но это не так. Остается его живое слово. И оно может нас утешить. Ни великолепное надгробие, ни мавзолей не способны умерить здесь тоску, грусть и отчаяние от того, что человек умер – и с ним на самом деле умер ты сам. Жизнь-то идет во взаимности. А если не ушла взаимность, значит, он жив. И продолжает говорить с нами – иначе, чисто. Без примеси земных измен, ограниченности и так далее.

Будем помнить всегда: жизнь нам дарует Бог. И просить Его, чтобы дал нам видеть все, что недостойно Вечности, просить прощения за это. Прости нас, Господи, что сейчас все самое насущное – забыто нашей душой. Да и она сама забыта, обходимся нуждами тела по причине человеческого расчета, себялюбивых желаний, ничтожных, суетливых удовольствий.
Слава Богу, что Он дает нам блаженство пережить счастье – от другого человека и от Него Самого. Не затуманенное мелкими соображениями, пошлостью фальшивой жизни. Несмотря на то, что мы живем и умрем грешниками.

Своей встречей с тьмой и Своими ответами на ее искушения Христос дарит нам свободу. Если мы не забудем, что Он с нами, то глубочайшая угнетенность от неуверенности в завтрашнем дне оставит нас.

Причем, стоит один раз в жизни искренне ощутить этот громадный дар – и потом даже забыть про него, но уже жизнь будет другой. И если окажешься под гнетом враждебных мыслей, обстоятельств, все равно будешь уверен: «Это я сейчас так ослабел, что можно пугать меня всякими голодухами, разрухами и иными бедами. Но я не пугаюсь до смерти!»
Понимая, от чего нас избавляет Христос, мы можем понять и то, в каком состоянии находимся. Оценить это, соотнеся с Его жизнью. Так что Евангелие – это откровение не только о Его, но и о нашей жизни – в Христовом свете.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)