Интервью

ОН ВЕРНУЛ НАМ ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ

Ко всему привыкает человек. Вот и ученики Христа, вероятно, привыкли к чудесам. У них на глазах Господь исцелял тысячи больных. Слепые прозревали. Высохшие руки и ноги выздоравливали. Из одержимых выходили бесы. И все это – каждый день!

Больше того: Христос воскрешал умерших.
-И самый потрясающий пример – это воскрешение Лазаря, – говорит протоиерей Георгий БРЕЕВ, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. – По замыслу Божию, это была проповедь о воскрешении всего человечества.
Лазарь болел. Христу сообщили об этом, но Он не спешил посетить друга. В селение, где жил Лазарь, Господь пришел только на четвертый день после его смерти. Тело покойника уже начало разлагаться. Сестры Лазаря Марфа и Мария предупреждали об этом Божественного Учителя: не надо отваливать камень от погребальной пещеры. Там неприятный запах, смердит.
А Господь сказал: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Евангелие от Иоанна. 11. 39, 26).
Воскрешение Лазаря – это почти последнее чудо, сотворенное Христом до Голгофы.
-И это ведь не случайно?
-Да, здесь проявилось торжество силы Христовой, Его власть над жизнью и смертью.
-Задолго до Креста Господь внушал ученикам: «Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (от Марка. 8. 31).
-На Тайной вечери Он тоже предупредил их, что будет предан в руки грешников: «Сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что обо Мне, приходит к концу» (от Луки. 22. 37).
-И уже в Гефсиманском саду Спаситель произнес: «Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня» (от Матфея. 26. 45-46).
-Воины схватили Его, предали Каиафе. Тот решил, что Господь достоин смерти, потому что называет Себя Христом, Сыном Божиим (от Матфея. 26. 63). Отдал Спасителя на суд Пилата. И Пилат предал Христа на распятие.
-Все случилось так, как сказал Господь. Его распяли, умертвили, а Он – воскрес. Так почему же ученики не поверили этому?
-События развивались слишком быстро. Обычно любая резкая перемена, как клином, выбивает из человека то положительное и значимое, что он переживал. Так случилось и с апостолами. Три с лишним года  они аккумулировали, собирали в себе знание, понимание того, что рядом с ними – Христос. Уверовали в Его Всемогущество. Может быть, и Иуда верил: вот сейчас схватят Господа, а Ему достаточно слово сказать – и цепи на Нем разорвутся.
-Не исключено.
-Христос многое открыл ученикам. Говорил им, что имеет власть жизнь Свою защитить (Отец предоставил бы Ему для этого легионы Ангелов – см. от Матфея. 26. 53). Что Он отдавал ее добровольно – во искупление многих людей.
Никто из апостолов не осознавал, что Господь от сложения мира был Агнцем, уготованным на заклание за все человечество. Хотя Он говорил им, что пришел на землю исполнить волю Бога Отца, а не Свою волю.
На Тайной Вечери Спаситель причастил учеников Своими Телом и Кровью – под видом хлеба и вина. Сказал что Тело Его переломится – во оставление грехов, Кровь прольется – во очищение многих людей (см. от Луки . 22. 17-20). Но Его реальная смерть привела апостолов к какому-то духовному оцепенению.
-Да, параличу.
-Возможно, если бы была у них минута покоя, они бы все вспомнили, рассудили. Пришли бы в себя. Но такой минуты не было. События сжались до предела.
-Происходили быстро?
-Очень быстро! Со скоростью сверхкосмической. Оставался всего один день до иудейской Пасхи. Огромное число людей из разных стран пришли в Иерусалим на праздник. И время подстегивало тех, кто хотел устроить суд над Христом, они торопились действовать.
Но ведь и Сам Господь определил эти временные рамки. Даже Пилат удивился, когда ему сказали, что Он уже умер на Кресте. Правитель послал воина, чтобы проверить это известие.
-Да-да!
-Смерть Спасителя наступила раньше, чем у разбойников, распятых рядом с Ним. Им даже перебили голени, чтобы они быстрее умерли. Согласно пророчеству, воины не перебили голени умершему Спасителю. Они копьем пронзили Его тело. Тогда истекли кровь и вода. Значит, смерть наступила (от Иоанна. 19. 34).
Разве можно было человеческому сознанию это вместить? Все менялось кардинально. Надежды апостолов рухнули. Слова Христа затерялись в сознании. Их надо было вытянуть оттуда Божественной силой. И вот воскресший Христос начал являться ученикам.
Мы видим: события опять развиваются очень быстро. В первый же день Он явился Петру, Луке и Клеопе.
-А вечером – десяти ученикам сразу.
-И постепенно они начали рассуждать, понимать, что же произошло.
-Наверное, первым это понял апостол Иоанна Богослов. Он заглянул в опустевший гроб Господень, увидел там плащаницу, в которую завернули тело Господа при погребении. И уверовал в воскресение (от Иоанна. 20. 4-8)
А следующими были Лука и Клеопа?
-Они шли в селение Эммаус и разговаривали между собой о том, что женщины видели воскресшего Христа. И не знали, как на это реагировать (см. от Луки. 24. 13-34).
-Евангелие рассказывает: «Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его».
-Господь дал им высказаться. Потом сослался на Священное Писание и объяснил, что так надо было пострадать Христу. Они вошли в дом, и Он совершил перед ними Евхаристию: преломил и подал ученикам под видом Хлеба Свое пречистое Тело, а Сам стал невидим.
Как же они удивились! Спросили друг друга: «Разве не горело в нас сердце?» И тут же возвратились в Иерусалим к остальным ученикам. А те говорят: «Господь явился Петру!»
-Но как же испугались апостолы, когда Христос появился между ними! Двери-то были заперты.
-Ученики смотрели на Него – и им казалось, что перед ними не воскресший Спаситель, а какой-то призрак. И Ему нужно было убедить их в том, что это не так.
-Обязательно!
-Он сказал: «Что смущаетесь? И для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои. Это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня».
Господь дал им спокойно рассмотреть Его воскресшее тело. Оно стало иным, но было вполне реальным. И еще попросил у апостолов пищи. Ему дали печеную рыбу и сотовый мед (см. от Луки. 24. 36-43).
-Он ел, а они смотрели. И успокаивались.
-Через неделю Христос опять явился ученикам. Апостол Фома впервые видел Его воскресшим. И еще сомневался. Господь предложил ему: «Вложи твою руку в Мои раны! Это Я, ваш Божественный Учитель!» И Фома дал нам потрясающий пример веры. Он не прикоснулся к Господу, а воскликнул: «Господь Мой и Бог мой!»
Вера – это действие в сердце, в нашей душе иного закона – Вечной жизни, Божественной силы. Чтобы вера зародилась в человеке, сердце должно раскрыться, проникнуться ею.
Апостол Павел писал, что однажды Христос явился огромному числу людей – больше пятисот. Сорок дней Он продолжал являться ученикам. Кажется, это срок немалый. А на самом деле – не такой уж большой.
-Да, Пасха всегда проходит быстро.
-За это время апостолы духовно переродились. Начали мыслить, жить по-новому. Уже были готовы проповедовать Христа.
-Мы поем на Пасху: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Но люди продолжают умирать.
-Христос действительно попрал смерть. Но что такое – смерть? Святые отцы объясняют нам: физическая смерть наступает, когда душа уходит из тела. В нашем условном мире все люди обязательно проходят вратами смерти.
-Это очевидно.
-Но есть еще смерть духовная, и она страшнее: это отделение души от Бога. После грехопадения первых людей все человечество было отрезано от Него.
Но Создатель не оставил нас. Христос пришел на землю – и Своим Крестом и воскресением вернул нам вечную жизнь.
И сейчас перед человеком явно открываются два пути: путь правды – Божий, спасительный, и путь греха, беззакония, безбожия. Мы сами выбираем или путь жизни, или путь смерти (так его называют в Церкви).
-Но уже добровольно?
-Господь учит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (от Матфея. 10. 28). Она находится в Его власти. Ни угрозы, ни гонения, – ничто не может лишить ее бытия. Нет больше смерти, которая отъединяла нас от Бога. Духовная смерть – самый страшный враг человека – разрушена воскресением Христа. Господь победил ее.
Поэтому апостол Павел так радостно восклицал: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» Они уничтожены. И мы знаем, что впереди нас ждет не смерть, а переход – вступление в новую, вечную жизнь.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ