Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Что нам несут заповеди Христа? На первый взгляд, предложение их исполнить. Но можем ли мы с этим справиться? Конечно, да. Потому что эти заповеди – законы бытия самого Христа. До него этой жизни земля не видела. Эти заповеди – Его дыхание, мысль, дела, сокровище, выбранное Его сердцем. Все их исполнил на земле Христос. И с Ним главными для нас становятся не чудеса, не насыщение хлебами. А то, что Он дает нам вернуться на нашу Родину – в райское состояние взаимной любви. Когда душа – свободна, тело – незаметно поддерживает ее, не диктует своих условий. И открывается икона – человеческого лика, наших отношений с Богом.

Христос говорит, что теперь человек будет жить всяким словом, исходящим из уст Божиих (от Матфея. 4. 4, от Луки. 4. 4). Значит, у нас появилась возможность, когда мы любим друг друга – и Бога, и ближнего, – не обращать внимания ни на изобилие стола, ни на богатство обстановки. Все это становится только рамой, которая обрамляет живую, реальную, прекрасную картину.

Между прочим, человек в таком состоянии естественно постится. Ему не нужно обилие еды, он наполнен любовью и словом, которое исходит из уст другого. Принимает этого другого – и сам живет в нем. А пища – всего лишь средство поддержать тело.
И пусть эта заповедь Христа не сразу освобождает нас от зависимости телу. Но мы можем испытать сердцем, рады этому дару свободы – или нет. Если рады, если признаем необходимость свободы для блаженной жизни, то выбор наш – уже сделан. Мы будем легче замечать, когда требуем насыщения для хорошего самочувствия, маленького земного счастья. Для чрева. И легче в этом раскаиваться: «Господи, опять я соблазнился этими «хлебами», поверил, что они составляют мою жизнь и радость – и забыл про Тебя, разменялся!»

Когда мы входим в Церковь, нам сначала кажется: как хорошо, что у нас мало грехов! А ведь хорошо, когда видишь их все. Трезвение (о нем говорили святые) в том и состоит, чтобы понимать себя – и свидетельствовать об этом перед Богом. Это свидетельство очень важно. Оно помогает Господу менять нас, создавать наше новое сердце, которое обращается к душе человека, а не к его достоянию. Обращается к Богу, а не к Его богатству. И мы начинаем жить не тем хлебом, который у Него в руках, а Им Самим.

Наше сознание, привыкшее к земным условиям, легко принимает именно богатство – и с трудом переключается на иную личность. А посмотрите, как Богородица слушала Христа, жила Его словом. Люди здесь так не живут. Они слушают себя. Князь мира сего на этом и настаивает: делай, что ты хочешь, чего сам желаешь.

Что же происходит с нами, когда мы признаем эту заповедь Христа? Когда прислушиваемся к слову, исходящему из уст Божиих или человеческих? Ответ таков: начинается наше вхождение в иную жизнь – вечную, с другим, без измен. Это и есть наше воскресение.

Мы воскресаем – и всегда помним, до какой жизни доходили прежде: «Сейчас Ты меня, Господи, воссоздал, вернул в прежнюю благодатную жизнь. Благодарю Тебя! Но вернул Ты – предателя, изменника, убийцу, который разрушал жизнь во взаимности».

В воскресении мы всегда сохраняем сердечную память о милости Бога, которая была с нами. О Его снисхождении к людям. Желаем этой милости другим. И милосердие становится для нас не делом, не жертвой, а жизнью – единственно желательной и возможной: я хочу милости всем так же, как сам обрел ее.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)