Интервью

ДАЛЬШЕ - ЖИЗНЬ

Сорок дней празднуется Пасха. Звучат горячие слова: «Христос воскресе!» И Церковь открывает нам, как могут преобразиться люди, когда к ним прикасается Бог.
И вот последнее пасхальное воскресенье. В храмах читают девятую главу Евангелия от Иоанна. Помните? Господь «увидел человека, слепого от рождения».

-Перед Христом был тот, кто не имел глаз, – рассказывает протоиерей Алексий ПОТОКИН. – И Господь сделал брение: смешал землю со Своей слюной. Положил в пустые глазницы и сказал слепорожденному: «Иди, умойся в купели Силоамской!» Тот пошел, умылся и обрел зрение.
-Какое же это потрясение для него!
-Обычно, когда Господь исцелял, миловал людей, первое, что они видели перед собой  после исцеления, был лик Самого Христа. Выходя из болезни, страдания, человек сразу встречался со светом, полнотой жизни, истиной, красотой. А слепорожденный, у которого воскресло зрение, оказался как бы одиноким.
-Евангелие говорит: «Он пошел, и умылся, и пришел зрячим». Вернулся туда, где, вероятно, надеялся увидеть Господа.
-А встретился там с теми, которые знали, что этот человек от рождения был слепым. Они недоумевали: «Не тот ли это, который сидел и просил милостыни?» Одни говорили: «Тот». Другие возражали: «Похож на него».
-Прозревший слепец остановил споры. Сказал: «Это я».
-Тогда ему задали вопрос: «Как открылись у тебя глаза?»
-И он ответил (по Евангелию): «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: «Пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел».
И дальше: «Тогда сказали ему: «Где Он?» Он отвечал: «Не знаю». Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота…»
-Фарисеи тоже спросили, как прозрел слепой. И о Христе отозвались так: «Не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы». Для них заповедь Моисея о покое в этот день – важнее милости. Кто же это посмел исцелить грешника в субботу?
-Но там прозвучали и сомнения: «Как может грешный творить такие чудеса?» И была между ними распря».
-Слепорожденный удивлялся: фарисеи – такие ученые люди, и не знают, Кто такой Иисус. Ибо от начала века не было случая, чтобы тот, кто не имел глаз, вдруг оказался с глазами.
Фарисеи позвали родителей прозревшего и спросили: «Это ли сын ваш, о котором говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?» Но даже родители отказываются от него, незаметно, как и мы это делаем: «Да он сам взрослый, спросите у него! Пусть он ответит, а не мы – за него».
Слепорожденный испытывает состояние оставленности, надеется воссоединиться с Тем, Кто вернул ему мир. Этого мира слепорожденному мало – без Христа.
Бывший слепец говорит: «Если бы Он (Иисус – прим.) был не от Бога, не мог бы творить ничего». Человек принял милость – и верит, знает, что благо приходит только от доброго и чистого.
-Фарисеи возмутились: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» И выгнали его вон».
-В конце концов, слепорожденный встретился с Христом, исповедовал Его Сыном Божиим и поклонился Ему. Заметьте, Господь Сам нашел его.
-И с этого момента человек не одинок?
-Когда он поклонился Христу, то поклонился всему Божиему миру, узнал и принял его целиком – с тем, что есть, было и будет. Потому что он и сам стал цельным.
Нам кажется: слепой – это тот, кто не ощущает света. Но это не так: он видит тьму, соприкасается с ней. И, прозрев, признает ее как нечто враждебное Богу, свету. Святые спрашивали: «Что такое наша жизнь?»
-И как отвечали?
-Это знание Бога. Умение видеть, слышать Его слово, открыться ему – и хранить его. Последнее – очень важно.
Ученики спрашивали Христа: «Кто виноват, что этот человек родился слепым? Он сам или его родители?» Господь сказал удивительные слова: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».
-Какие?
-В человеке есть как бы две немощи. Одна – преодолимая: в нас спит, но может проснуться то, что заложено Богом. Так бывает с ребенком: настает день, час – и он начинает понимать, слышать. Вот и у нас в душе пока дремлет Вечность, способность видеть, мыслить. Мы мертвы и холодны. Сердце наше не начало жить, не умеет различать добро и зло. Не страдает от собственного зла – и тянется к нему. Потому что слепо.
Но есть и то, чего человек лишен по своему устроению. Этого был лишен и Адам в Раю.
-Чего?
-Господь посмотрел на него и сказал: «Нехорошо человеку одному», – и создал Еву, жену. Когда Адам ее увидел, он не произнес: «Появился еще один человек» А воскликнул: «Это я сам, кость от кости моей и плоть от плоти моей!»
Господь говорил: «Отец во Мне, и Я в Нем» (от Иоанна. 10. 38). Вот и Адам узнал, что Ева – в нем, а он – в Еве. Они стали едины. Все мы связаны, уды одного тела.
-Уды – это части.
-И каждый призван Богом по-своему, особенно, неповторимо ощущать красоту мира, слышать его музыку. А истинная красота – в Церкви, которая знает Бога. Не в одном человеке, а во множестве людей, в соборе, во главе которого Христос.
К слепорожденному подходит Господь – и вкладывает брение в глазницы. Вы представляете путь этого человека от того места, где он встретил Христа, до купальни? Он еще слеп. В глазах – земля, грязь. Что было в его душе, пока он шел?
-Мне кажется, доверие Христу.
-А еще – преданность красоте и верность надежде. А ведь это путь каждого из нас. Человеческое зрение бывает подслеповатым. Но наши очи могут видеть красивое, неповторимое, необыкновенное. Наш ум – видеть мудрое, глубокое, особенности и единство мира. А душа, сердце – видеть теплое, согревающее, расположенное к нам. То, что разрывает наше одиночество.
Человек способен разглядеть эту гармонию, насладиться ею, петь свою жизнь – как песню. В Священном Писании сказано: «Благодушествует ли кто, да поет» (Иак. 5. 13). Это благодушие связано с восприятием мира как прекрасного и благодатного. Таким его видит Бог.
Почему у человека есть тяга к греху – упорная, твердая, ежедневная?
-И как вы ответите?
-Это тяга жаждущего, который пока не нашел источника тепла, света, радости, подлинного сокровища, чтобы жить им. И живет за счет траты на себя того богатства, которое у него еще осталось. За счет распада, растления своей души.
-А подлинное сокровище – это что?
-Любовь к другому. И Господь призывает нас проснуться, наши силы, таланты пустить в работу. Измениться. Бог просит нас относиться с доверием друг к другу. Ведь тот, кто сейчас о нас забыл, может стать братом.
Мы торопливы, непостоянны. Нам трудно спросить свою душу, чего ей надо для счастья, блаженства. Нам некогда узнать ее законы.
-И что делать?
-Просить: «Господи, помоги, открой, покажи!» Может быть, Богу потребуется брение – дать нам какие-то труды. Или омовение нас – в купели. Это же древний символ: омовение – признание своей нечистоты и неполноты.
У нас нет целомудрия – цельности чувств, души. Мы разобщены с другими людьми, не умеем их понять и принять. А ведь это умение – тоже великий дар Бога. Своим умом и опытом нельзя понять другого. Можно только довериться ему, ждать его, надеяться на единство. И если эти отношения взаимны, нам откроется то, что не видели, не слышали, что на сердце не приходило. Царство не отсюда.
Господь говорит: «Трудно богатому войти в Царство Небесное».
-Да, и что в него входят нищие духом.
-Богатство – это то, что мы уже имеем, знаем, с чем соприкоснулись. А нищета начинается там, где человек слаб, где заканчиваются его силы. И нужен кто-то другой, чтобы он прислонился к нам, стал родным. С ним откроется новая, неведомая жизнь. Евангелие зовет нас к ней – к воскресению.
-В главе о слепорожденном – тоже?
-Конечно. Человек уже на земле получает от Бога, как залог, то, чего не имел: жизнь в полноте. Она начинается здесь. И в Вечности у нас не будет никакого недостатка.
Если ближний наш еще слеп, нужно верить и просить: «Господи, коснись, исцели и освяти его!» Если кто-то нам не нужен – и мы готовы его отвергнуть, постараемся вспомнить, что в нем скрыто сокровище, которое может раскрыться и сделать нашу жизнь счастливой.
Нам так непросто хранить это в себе, веровать в воскресшего Христа. Мир рушится, нас убеждают в том, что мы умираем.
-Вымираем!
-И только вера – наша малая и трудная вера – говорит нам: жизнь не только умирает, но и воскресает. Знать о воскресении, стремиться к нему – это великий и блаженный путь. Христианский.
Святые умели радоваться жизни. Они видели болезни мира. Перед их глазами всегда стояли страдания и смерть Господа. Но для них было очевидно: это не конец. Дальше – открывается Жизнь.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ