Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Мы продолжаем говорить о том, как дух злобы искушал Христа в пустыне. Поставил Его на крышу храма и предложил: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (от Матфея. 4. 5-6). Но Господь отказался так поступить.

А для слабого, жадного, сластолюбивого человека это страшное искушение – воспользоваться силами другого. Мы ленивы, предпочитаем не жить, ждем, чтобы другой все сделал за нас. И этим – искушаем Бога: «Ты Сам действуй за меня, думай, чувствуй, подсказывай!»

Тут можно привести такой пример. Я могу завязать шнурки на ботинках, но прошу помощи – у человека или Самого Господа. И это – уже вызов. То же самое происходит в духовной жизни.

Каждый для себя решает: кто я – Божий сын или нет? Вложил Господь в меня душу, совесть – или не было такого? Кто должен объяснить мне мои грехи – совесть или книжки?
Конечно, от книжек мы можем получить какой-то толчок. Но разбираться в жизни приходится самим. И обязательно ответить на вопросы: понимаю я себя, знаю? не отказался ли от жизни, активности?

Бездумное, пассивное существование – это все равно, что броситься «с крыла храма». А уж Ты меня, Господи, подхватывай, носи! И еще это отказ от важнейшей заповеди Христа: «Возьми крест свой!» (от Матфея. 16. 24).

Человек – все-таки со-трудник, или иначе – со-узник Бога. Мы все делаем – вместе с Ним. У митрополита Антония Сурожского есть такой замечательный образ. Когда ребенка учат писать, то он сам держит ручку, а взрослый берет его руку – в свою. И так направляет. Если ребенок расслабится, то перо выпадет. Если перенапряжется, то взрослый не сможет ему помочь.

Мы трудимся – и при этом должны быть податливы, гибки, умны. Нам нужна помощь Бога, но и свои силы обязательно надо истратить до конца. В этом заключается глубочайшая взаимность. А жизнь бывает только взаимна. И любовь – проявление взаимности. Односторонней любви нет, это обман, иллюзия.

Именно к взаимности зовет нас Бог. Мы ее нарушаем, ею пренебрегаем. А она, между прочим, ко многому нас обязывает. Все нам дано свыше. «Всяк дар совершен» вложен в нас Небом. Но есть естественная жизнь, которая должна созидаться – естественным образом. Когда будут исчерпаны ее возможности, тогда «Бог нарушает естества чин», как сказано в Каноне святого Андрея Критского. Господь помогает людям, останавливает солнце, раздвигает моря, если это необходимо.

А мы – приносим Ему то, что имеем: желание быть свободными, не хотеть греха, трудиться, не бояться пустыни, доверяться Богу. Тут можно перечислить все наши способности.

Евангелие много раз повторяет: мы должны быть умны, расчетливы (не выгадывать, а уметь рассчитывать свои силы). Вспомните притчи о противнике, который имеет больше войск, или о башне, которая осталась недостроенной (от Луки. 14. 28-32).

Как это касается духовной жизни? Вот человек поверил в Бога. Если он сразу же бросится на борьбу с грехом, то утонет в нем. Если в покаянии будет вспоминать все детали греха, то сластолюбие незаметно обманет его, погрузит в этот грех – и человек будет жить им. Таких примеров много.

Соблюдать меру между нашими возможностями и Божией помощью – это одна из целей аскетического пути. Мы учимся понимать, где должны действовать сами, а где необходимо вдохновение – помощь Божия. И уметь хранить эту меру.

Бог дает нам заповедь, а исполнение ее – это огромная, блаженная жизнь, наука счастья – быть с другим человеком, слышать, понимать, знать его. И находиться с ним – во взаимности.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)