Вопрос-ответ

ДЕНЬ ПОКОЯ

ВОПРОС: В Ветхом Завете был один день – суббота, когда люди полностью отдыхали, собирали жизненные силы. А про христиан мы читаем, что они в свой день отдыха – воскресенье – навещали заключенных, ухаживали за больными. Что же – христианам и отдыхать не надо?

ОТВЕТ: Отдыхать, конечно, нужно. Но в Ветхом Завете суббота не была днём собственно отдыха и собирания жизненных сил. То есть суббота – не «выходной» в современном понимании. Закон о ней говорит так:

«Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжение их все дела твои, а день седьмой (суббота) посвящай Господу Богу твоему» (четвёртая заповедь Моисеева десятисловия). Другими словами, «день седьмой» – день молитвы, общения с Богом. Отсюда и буквальный перевод субботы – день покоя. Но собственно Покой и есть – Бог. Только в Нём мятущаяся человеческая душа может успокоиться.

Мы, христиане, полностью принимаем эту заповедь. Только, как и на все Моисеевы заповеди, на четвёртую мы смотрим – уже через призму Нового Завета. Так как для нас, прежде всего, важно, как Сам Законодатель – Иисус Христос – исполнял Закон.

Мы читаем в Евангелии, как Иисус в субботы ходил в молитвенные собрания (вспомним, что Он читал там пророчество Исайи о Себе), исцелял больных, что приводило конфликтам с «книжниками», которые порой специально следили «не исцелит ли в субботу» (чтобы уловить Его в нарушении закона), позволял ученикам Своим делать то, что по мнению иудейских толкователей закона «не должно делать в субботу» (они по дороге срывали колосья и ели).

«Учителя народа» утверждали, что в день покоя все и должны быть в покое. Да, в этот день собиралось молитвенное собрание («день седьмой посвящай Господу Богу твоему»), а далее всё должно замереть – буквально. Такой буквализм привёл к тому, что из заповеди начал выхолащиваться смысл. Получалось, что ничего не делание – это «посвящение Господу Богу».
Но жизнь текла своим чередом и требовала – своего. Древние иудеи были скотоводами. А за скотиной надо смотреть. И когда с ней приключалась беда, то суббота – не суббота, а вызволять из беды того, за счёт кого живёшь, всё равно надо. Необходимость.

На это и указывал Господь, когда, с точки зрения начётников, нарушал заповедь о субботе. Вывод Его таков: можно делать добрые дела в субботу, суббота для человека, а не человек для субботы.
В христианской Церкви заповедь о субботе, безусловно, чтится. Например, по уставу в субботу не принято вставать на колени. Но главным календарным днём, имеющим силу четвёртой заповеди, для нас является воскресенье. Оно и названо так по самому главному для нас событию – Воскресению Христову. Этот день мы и «посвящаем Господу Богу».

Главное для нас в этом дне – церковная служба, на которой мы соборно предстоим Богу в молитвенном общении, как Его народ. И тем, что мы сумели вынести из общения с Ним, как можем, стараемся поделиться с другими. Являть Бога милосердного.

На этом и основана традиция после Литургии, у кого есть силы и желание, идти помогать ближним, и порой эта помощь действительно касалась посещения больных, ухода за ними, сборов жертв для заключённых и подобного. Такая традиция была до революции. Подчёркиваю: не уставное требование, а именно благочестивая традиция. Шли совершенно добровольно, по внутреннему желанию. Сведения об этом можно встретить в разных воспоминаниях.

Протоиерей Александр ЛАВРИН

Примечание. Протоиерей Александр ЛАВРИН в нашей газете – с самого начала. До принятия сана он работал в музее имени Андрея Рублева. Первые свои интервью батюшка наговаривал, «как по писаному».
Но дальше отец Александр говорил не так гладко. И главный редактор как-то спросила его:
-В чем дело?
Ответ был такой:
-Там я рассказывал «теорию», а потом стал соединять ее с жизнью…
Понимаете, как это ценно, когда человек делится опытом веры?