Откровения

МОЖНО ЛИ НА СЦЕНЕ ОТДОХНУТЬ?

В Русском духовном театре «Глас» юбилей. Ровно 20 лет назад он стал государственным. Обрел нынешний статус. Это единственный театр в стране, который назвал себя духовным. И считает, что его дело – рассказывать зрителю о Православии и православных.
Как раз сейчас у театра – время собирать награды. За роль великой княгини Елизаветы Федоровны заслуженная артистка России, директор «Гласа» Татьяна БЕЛЕВИЧ удостоена премии от Международного союза православных женщин. И почти сразу спектакль «Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (Возвращение)» получил гран-при в Гомеле – на Международном фестивале «Славянские театральные встречи».
-И первую премию – за лучшую женскую роль, – добавляет Татьяна Георгиевна.
-Поздравляю вас!
-Это был не православный фестиваль. Важно, что нашу работу оценили на светском уровне. Некоторые члены жюри признались, что понятия не имели, кто такая Елизавета Федоровна.
-Неужели такое возможно?
-В том-то и дело! Там же не село, куда ничего, кроме телевидения, не доходит. Это образованные, авторитетные люди. И тут наш театр выполнял свою миссию. Они увидели профессиональное, но – другое искусство.
-Придирались?
-Главный режиссер Рязанского театра юного зрителя мне потом признавалась: «Весь спектакль я искала профессиональные ошибки у режиссера, исполнителей – и не нашла».
А помните, как у нас решена роль Елизаветы Федоровны? Она весь спектакль неподвижно сидит в кресле.
-Да, и вы, Татьяна Георгиевна, весь спектакль отдыхаете.
-Не тут-то было! В статичном состоянии держать внимание зала крайне тяжело.
-Ничем зрителя не развлечешь? Ни ручкой не взмахнешь, ни ножкой не притопнешь?
-Поставил спектакль художественный руководитель нашего театра – заслуженный деятель искусств России Никита Сергеевич Астахов. Он говорил, что всю жизнь мечтал о таком статичном образе. Мечтал-то он, а воплощать пришлось мне.
-Но вы же любите сложные задачи! В первые годы ваши спектакли были «проповедническими»: «Светлое Воскресение», «Русь Святая», «Крест-хранитель». И вдруг – Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели». А там главный герой – Фома Опискин, обманщик, который маскируется под святого. Почему вдруг вы вывели на сцену такую не положительную персону?
-Это актуально сегодня. В обществе появилось много псевдо проповедников, которые даже священников заменить стараются.
Фома Фомич – это явление, которое, вероятно, наблюдалось всегда. Многие могут узнать себя в Опискине. Мы же окружающих наставляем там, где надо просто промолчать, подождать. Представляем себя и благочестивыми, и молитвенниками. Так проявляется наша человеческая слабость: показать себя перед другими лучше, чем есть.
-Неужели были случаи, когда наши современники узнавали себя в Опискине? Для этого все-таки нужно мужество.
-Даже один выпускник богословского вуза после спектакля «Село Степанчиково и…» сказал: «Я все понял, себя там увидел».
-Вы всегда ставили классиков: Гоголя, Чехова, Есенина. Почему?
-Это замечательные образованные православные люди. Их ставить интересно.
-А что – неинтересно?
-Иметь дело с приземленными страстями. А классика – это человек во всех его проявлениях.
-Театр невозможен без зрителей. Но в мире идет тенденция – на оглупление людей. Вы без зрителей не останетесь?
-Останемся, если нам не построят новое здание. А пока не наблюдается, чтобы зритель отворачивался от классики. К нам приходит много молодежи, наши спектакли ей нравятся. Хотя мы не ставим себе задачу делать постановки для какого-то определенного возраста.
-И теперь - по поводу здания. Ваш юбилей дополняется еще одной датой: скоро четырнадцать лет, как Правительство Москвы приняло решение построить для вас театр в Замоскворечье.
-И я уже тринадцать лет – прораб. Бесконечно хожу по инстанциям.
-Про-раб – интересное слово: предшественник, предтеча раба. Добровольный раб, что ли?
-Вроде того. В 2002 году проект прошел все согласования. Бери – и строй! Но потом денег не давали. А дальше – остановили строительство. В 2010 году выпустили постановление о его возобновлении. За это время появились новые законы, нормы. Сейчас проект проходит пересогласования. Но у кого-то возникла новая идея: «А давайте-ка на этом месте построим парковку!»
-И она точно будет приносить доход.
-Театр предлагают капельку расширить: «Ну а что? У вас было семьдесят мест, а теперь будет 90. И если не согласны на это, то сделаем парковку, а вас переведем в другое место».
-А есть смысл в строительстве при таком «расширении»?
-Нет. На фестивале в Гомеле мы играли на большой сцене. И поняли, что такая нам и нужна. Театр вырос.
Эту боль мы переносим уже много лет – наплевательское отношение к культуре, а значит – к нашему народу. Какое благополучие без культуры может быть? Когда вокруг плюют, воруют?
Меня печалит состояние нашего общества, его сердечная составляющая. То, чем люди живут, на что ориентированы. Начинаешь себе говорить: «Господь все знает. Может, зачем-то нам нужны эти испытания? Или что-то правильно делаем?» А пока репетируем в комнате – и сразу выходим на сцену.
-И при этом – гран-при!
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Примечание. Все эти годы – мы вместе: «Семейная православная газета» и театр «Глас». А старый друг – лучше новых двух. Впрочем, о какой старости речь в 20 лет?

Русский духовный театр «Глас»
приглашает вас на спектакли:

19 сентября – Н. Астахов, Т. Белевич «Великая княгиня Е. Ф. Романова (Возвращение)»
26 сентября – Ф. Достоевский «Село Степанчиково и…»

 

Спектакли проходят на сцене филиала Малого театра.
Заказ билетов по телефонам: (495)959-17-39, (495)953-05-74, (495)959-38-93
www.teatrglas.ru
e-mail: teatrglas@narod.ru