Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Мы продолжаем говорить о заповедях, которые Христос дал нам в пустыне после того, как постился сорок дней. Дух злобы поставил Его «на весьма высокую гору», показал «все царства мира и славу их», а потом сказал: «Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». И Христос ему ответил: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Тогда оставил Его диавол, «и се Ангелы приступили и служили Ему» (см. от Матфея. 4. 8-11).

Очень важно, как мы относимся к словам всех, о ком сказано в Евангелии. Ирод, Пилат, Каиафа много лгали, но порой говорили истинные вещи. Например, Каиафа утверждал: «Лучше одному человеку умереть за народ» (Евангелие от Иоанна. 18.14). А Ирод облек Христа в белые одежды – и этим засвидетельствовал, что не находит в Нем никакой вины (от Луки. 23.11). Пилат тоже видел это и изрек о Господе: «Царь Иудейский» (см. от Марка. 15. 9). Удивительно! Раньше Пилат и Ирод не были дружны, а с этого момента – подружились.

Почему же человек порой говорит правду, несмотря на помраченность души, вопреки себе, своим желаниям? Происходит это в силу таинственных Божиих путей. Каиафа был первосвященником, Пилат и Ирод – правителями. А апостол Павел утверждает: «нет власти не от Бога» ( Послание Римлянам. 13. 1).

Но с сатаной – совсем иной случай: он ниспал с неба, не удержался там. В нем нет никакой правды. Когда злой дух возводит Христа на высокую гору, как-то легко верится, что власть на земле в его руках, и только он может дать ее любому. Это и сейчас пугает людей, они даже думают: лучше отказаться от царства, от славы – лишь бы не кланяться темной силе, которая тут все «распределяет». Но это ложь.

Заметим: слова о власти мы слышим из уст апостола и сатаны. Но само понятие «власть» у них разное. Тьма предлагает человеку власть и славу на пять минут – и после этого он низвергнут. По существу, это не власть и не слава. Тебе кланяются, ты заставил это делать, подчинил себе других. Но силы твои заканчиваются – и люди восстанут, подчинят тебя.

Земные царства, их богатство, тщеславие – гибнущие, сменяемые, сами по себе фальшивые. Вкусивший их не может насытиться. Наоборот, у него пробуждаются сильнейшие желания, ему всего мало – и нужно больше. Так что, повторю, ни славой, ни богатством это не назовешь. Разве что нищетой и позором. И здоровую душу должны возмутить слова сатаны. Ведь он не видит настоящей славы – той, которая навсегда.

Такую власть и славу имеет Бог. И Христос в другом месте Евангелия говорит: за душу ты можешь приобрести что-то временное (см. от Матфея. 16. 26). Но какая тебе польза от этого?

У Бога есть все – и Он делится Своим богатством. Не берет, а отдает. Его всесилие в том, что не Ему служат, а служит Он Сам. Его слава – не хвала от нас, а жертва – за нас. Вплоть до смерти. Можно не принять, не признать Его славы. Но как же прекрасен Господь! Он Единственный на земле жил ради другого – даже ради врага.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)