Интервью

В ПУТЬ – ЗА СОКРОВИЩЕМ!

Мы с подругой ходили по книжному магазину.
-Смотри! – сказала я. – Монах написал книгу о женщинах.
-Мне больше нравится, когда монахи пишут о семейной жизни, – ответила она.
И мы засмеялись.
-А может, напрасно засмеялись? – спрашиваю протоиерея Алексия ПОТОКИНА, духовного руководителя нашей газеты.
-Может быть, – говорит батюшка. – Духовному лицу иногда открывается существо жизни. Причем – во всем. И тогда, имея опыт отношений с Христом, он может разобраться и в дружбе, и в семье. Оптинские старцы давали советы о семейной жизни. Разве их отменишь?
-Но согласитесь и вы: далеко не всякий монах разбирается в существе жизни. Даже если книгу написал.
-Да, сейчас это часто бывает. И люди обжигаются, читая формальные советы. Вот почему важно отличать хорошую литературу от плохой.
-Так давайте поговорим о том, что читать!
-Это важная тема. Вот мы живем обычной земной жизнью. И если чувствуем ее радость, доброту, то душа понимает: а ведь этого мало! Наверняка есть лучшее. И отправляется за неведомым сокровищем: начинает интересоваться духовным миром.
-Просто потому, что жизнь – хороша, жить – хорошо?
-Только поэтому. В Евангелии Господь сравнивает Царство Небесное с жемчужиной, которую находит купец. И продает все, чтобы приобрести ее (см. от. Матфея. 13. 45-46)). Наша жизнь так и строится. Мы идем от жемчужины – к жемчужине, от сокровища – к сокровищу.
Раньше духовная литература как раз и опиралась на эти добрые отношения человека с земным миром. Все видимое – свидетельствовало о невидимом, небесном. И человек понимал смысл, премудрость духовной жизни.
В монахи шли те, кто был уверен: монашество – прекрасно. Они приносили жертву Богу: сохраняли себя в чистоте, девстве, не искали земных успехов, почестей. Хотели глубоких, дружеских отношений с Богом, с каждой душой. Но сначала им надо было обрести себя.
-Именно!
-Научиться отличать мир духовный – от душевного, земного.
Семьи тогда были большими, друзей – много. Люди знали, что значит быть сыном, товарищем, другом, братом. Бескорыстно открывали новое, потому что любили жизнь, видели ее целостность, мудрость.
-Сейчас все переменилось?
-Мне кажется, самого простого и нужного – уже не стало. Учеба теперь – получение информации, а не умение разобраться в жизни, построить отношения души – с Творцом. Познание мира превратилось в освоение профессии и добывание денег.
Все разбилось на части. И за частным – не видно главного. Мы привыкли к соперничеству, бесконечным претензиям. Даже не подозреваем, насколько богаче становится человек, когда у него есть друзья. Ведь они иначе видят мир – и делятся этим.
-Но не все же безысходно? Выход существует?
-Пока да. Мы можем подружиться не только со сверстниками, но и с людьми иных поколений, эпох. Понять их цели, радости, ощутить вкус к жизни. А для начала – вспомнить о чувствах. Вы заметили, что люди становятся бесчувственными?
-По себе вижу.
-Раньше в духовной жизни боролись с чувственностью. Теперь чувства нужно пробудить – и потом уже ставить на место. Утром проснуться – и увидеть солнышко. Не бизнес-план читать, а вспомнить о родителях, которые нам – не враги.
-По-разному…
-Но мы же появились на свет. Значит, они нам врагами не были?
Еще раз повторю: людям нравилась земная жизнь. Узнать ее красоту и возможности можно только с друзьями. А если их нет, то с книгами.
Книга – это беседа с человеком, который ее написал, встреча с его опытом. Мы смотрим по-своему на то, что открывает нам писатель. И это наш труд.
-Читатель – со-трудник?
-Конечно.
-Тогда вопрос: с чего начать?
-С классической литературы.
-Многие считают ее скучной.
-Но она говорит о вечных проблемах. Бывают избранники, которые дороги только нам. Но есть и такие, которые дороги всем.
-Писатели?
-Да, их всеобщность – редкое и удивительное качество. Классики могут стать друзьями.
-Потому-то нас объединяет хорошая литература!
-И это удивительно. Еще в ней можно увидеть то, что нас роднит со всеми временами.
У меня иногда спрашивают, как полюбить людей. Отвечаю: «Полюби одного!» Тот, кто найдет себе друга-писателя или даже друга-героя книги, сумеет подружиться и с современниками.
-Интересно!
-В книгах светских писателей столько откровений о Боге! Иногда наивных, но все равно души ищут, встречаются, теряют.
-И кто ваши любимые авторы?
-Те, кто свидетельствует о прекрасном, добром. Не надо большой мудрости, чтобы увидеть злое, гнилое: помоек на земле достаточно. Сегодня нам в основном предлагают образы людей, которые ходят по помойкам. Интересуются разводами, изменами, предательствами, грабежами, насилиями, преследованиями, осуждением. Это предупреждение, которого мы не замечаем.
-О чем?
-Христос сказал: «Кто не собирает со Мной, тот расточает» (от Матфея. 12. 30). Когда нет внутренних ресурсов красивой, благодатной жизни, то красота закрывается и перед внешними очами.
-Вот как!
-Чего в нашей жизни больше: борьбы, обид – или ощущения единства, взаимной необходимости друг другу? Честно ответьте – и увидите, что мы предпочитаем помойку.
Там, где явно или скрыто прославляется грязь, всегда разлит яд. Не стоит его пить, хотя он и кажется сладким. Разложение человека идет в этом направлении: он учится наслаждаться гадостью. А надо все-таки выбрать, чего мы ищем, что свято для нас.
-Это несомненно. Так с чего начнем читать?
-До восемнадцати лет – с приключенческой литературы: Жюля Верна, Дюма. Для того, чтобы выработать технику чтения. И потом уже эти книги отложить.
Важно учесть: настоящая литература получается вопреки намерениям автора.
-Писатели часто в этом признавались.
-Это значит, что писалась она вдохновенно. И у меня совет читать таких авторов.
Самая вдохновенная книга – Евангелие. Ее нельзя поставить в ряд ни с какой другой литературой – даже священной. Есть такой секрет: Евангелие нужно читать с симпатией к Христу, с желанием с Ним познакомиться, обращаясь к Нему. Как книгу, в которой Сам Бог подает нам руку дружбы.
-А если симпатии нет?
-Прочитать нейтрально – как исторический справочник. И тогда откроются многие сюжеты в классике. Без Евангелия ее не понять.
И еще совет: читайте художественную литературу, не спрашивая, есть ли Бог, что Он сказал. Чтобы слышать не себя, а писателя. Познакомьтесь с его жизнью, окружением. Посмотрите портреты.
Начинайте с рассказов и повестей русских авторов: Гончарова, Лескова. Рассказы Чехова читайте в обратном порядке: сначала – последние, а потом – первые.
-Почему?
-Мне кажется, какое-то время он боялся проявить себя, свою мысль, мнение, прятал их под маской комичности. Но, чем старше становился, тем проще ему было говорить обо всем, как есть. Писал-то это один человек – та же вечная душа.
У Чехова много мудрых мыслей. Я очень ценю одну его черту – ненависть к лицемерию.
-Большая редкость.
-С рассказов и небольших повестей начинайте читать Пушкина, Гоголя, Булгакова, Зощенко.
Особняком стоят рассказы Льва Николаевича Толстого. На них он тренировался писать, мысли там несколько искусственные. В расцвете творчества Толстой был реалистом, а в конце жизни как бы вернулся к началу – к искусственности. Свои идеи, мнения пытался облечь в учение, приписать жизни.
-А Достоевский?
-У него прежде всего прочитайте рассказы и Дневники писателя. Неторопливо. Так мы познакомимся с человеком – и начнем понимать его произведения. Книги пройдут мимо, если автор нам не важен, если хочется только схватить сюжет, узнать, чем дело кончилось.
Отложите произведение, которое читать трудно. Что-то прочитается со второго, третьего раза. А что-то придется перечитать, чтобы встретиться с ним.
-И даже полюбить. Так бывает.
-Произведения из школьной программы лучше прочитать до того, как их начнут «проходить» на уроках. Чтобы осталось что-то живое. О многих вещах – например, о лирике – нельзя говорить много. Душа выгорит. А на уроке о любви, дружбе долбят изо дня в день, ведь надо сдать экзамен – и всем угодить. Да еще своего не выдать. Иначе от школьной науки останется мрачный отпечаток.
-И это невесело.
-К рассказам и повестям вплотную примыкают сказки. Взрослым стоит прочитать всего Андерсена. В книжках без картинок. А еще басни Крылова.
-Тоже все?
-Без исключения! А вот братьев Гримм и Афанасьева много не надо, достаточно нескольких сказок, чтобы понять, чем живет народ. В помощь мысли и чувству будут сказки Гауфа и Гофмана. И как-нибудь позже надо будет прочитать «Житейские воззрения кота Мурра».
Особая область литературы – драматургия. Там есть диалог между людьми. Советую взять три пьесы Шварца – «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо». Забудьте о постановках, которые вы смотрели.
-Да, Шварца надо именно читать!
-Непременно познакомьтесь с его дневниками. Они многое вам откроют. А дальше перейдите к пьесам Островского, даже неизвестным. Они о нас самих. Потом неторопливо почитайте драматургию Чехова. И обязательно – Шекспира. Не две-три пьесы, а все, включая его исторические хроники.
-И Гоголя?
-Да, и Грибоедова, но – вслед за Шекспиром. Интересные пьесы у Шиллера, Брехта, Пристли, Поля Клоделя. А самые трагичные – у древних греков: Эсхила, Софокла (но читать их надо после Гомера!). Они совершенно безысходные.
-Потому что – до Христа?
-И в них можно почувствовать, как одиноко, тоскливо жилось человеку, все время – в одной колее, из которой никогда не будет выхода. Мир находился в величайшей несвободе.
И становится понятно, какую свободу принес нам Христос. Немыслимую, невиданную, благодатную. А человечество сейчас отказывается от нее, сужает свои упования до рамок земной жизни.
-Мы все-таки постараемся этого избежать. Найти друзей. Вернуть чувства. И обязательно продолжим разговор о чтении.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ