Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Мы продолжаем говорить о том, какие заповеди дал нам Христос в пустыне, когда Он постился сорок дней. Дух злобы поставил Его «на весьма высокую гору» (см. от Матфея. 4. 8-11). Мы видим: темная жизнь – явно подражает светлой. Эти аналогии везде присутствуют: Христос тоже будет подниматься на горы – для молитвы, преображения, просвещения учеников. Внешне – одно и то же, а суть – противоположна.

Господь зовет нас к хорошему, а зло прикидывается хорошим, а на деле оказывается приманкой в капкане. К сожалению, мы привыкли к тьме. Это она говорит нам: «Счастлив тот, кто всем обладает, диктует другим свою волю, мнение». А Христос утверждает обратное: хочешь быть первым, стань всем слугой (см. от Луки. 9. 35). Такие евангельские примеры вы и сами видите.

На весьма высокой горе сатана показал Господу «все царства мира и славу их» – ложные славу и величие земли. Ложные потому, что их не удержишь, не сохранишь. Они утекают, как песок сквозь пальцы. И становятся значимыми в наших глазах только потому, что душа изменяет Вечности, теряет подлинное, нетленное сокровище. Похоже, измен у нас много, коль всюду на земле сияет эта «слава», манит, прельщает, подчиняет, губит одиночеством.

Наконец дух злобы сказал: «Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». Конечно, он солгал. Но слова его – тонкие и глубокие. Означают они вот что: прежде чем поклониться сатане, нужно пасть – то есть отвернуться от Бога! Признать: я могу жить без Него и тем самым освободить «свято место» для властного господина тьмы.

Нам предлагается подумать, выбрать сердцем настоящее богатство, которое щедро делится, и настоящую славу, которая не требует служения себе, а сама служит слабым. С Богом мы имеем все. Мы Его наследники. Поэтому человеку, выбравшему Его, слова сатаны смешны. Все в них – фальшиво. И опять же только наше внимание придает ему вес.

Но как же часто люди живут по этому принципу! Доверяют лжи, принимают ее за истину. Нас не надо поднимать на высокую гору, соблазнять «царствами» и «богатствами». Злу просто незачем тратить на нас силы. Мы по своей воле выбираем помойную яму грязных удовольствий – и этим утешаемся.

Причем, грех развивается. Постоянно. Не думайте, что человек может сразу совершить великое падение. Нет, всему надо учиться. Мастерство необходимо в воровстве, обмане. А Дон Гуан Пушкина не скрывал: «И был я у разврата прилежный ученик».
Нам тяжело признавать, что мы весьма совершенны во лжи, притворстве. И наши запросы постепенно растут. Когда человек старается утвердиться в юности, ему достаточно простого признания. А в зрелом возрасте для приличного самочувствия уже нужно господство над другими.

Вы помните, что ответил Господь духу злобы: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Тогда оставил Его диавол.
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Почему? Да потому, что она может довериться лишь тому, кто о ней заботится. Никакой силой не заставишь человека стать кому-то другом. Никогда отношения не выстраиваются под давлением. Живая душа чувствует влюбленность, если ее свобода ничем не нарушена.

И Бог сохраняет нашу свободу. Мы ошибаемся, если считаем, будто что-то «должны» Ему. Это ложь (а ведь ее от многих слышишь!), хула на Всевышнего. Он говорит, что дышит, где хочет, живет – во взаимности. И тоже разрешает нам дышать, как угодно.

Евангелие открывает это в полноте: человек намерен убить Бога – и Господь позволяет: «Убей!» Всесильный дает пригвоздить Себя ко Кресту. Могут ли люди после этого почувствовать себя всесильными? Безусловно. И многие – чувствуют.

Но наследство получают только родные. Породненные духовно. Оно передается естественно. И тот, кто сохраняет свою свободу и свободу всех, как это делает Сам Господь, становится сыном Бога. Наследует Его Царство.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)