Интервью

СВЕТ ОТ СВЕТА

На земле воплотился Бог.  «Свет от Света» – так мы называем Христа в Символе веры. «Всякий видит, что свет льется на землю с неба, – писал святой Иоанн Кронштадтский, – ибо солнце, месяц, звезды светят нам с небесного круга. Это указывает нам на то, что и не созданный умный Свет – Господь Бог наш обитает преимущественно на небесах и от Него нисходит к нам всякий свет – и вещественный, и духовный, свет ума и сердца».

А митрополит Антоний Сурожский утверждал: чтобы в нас укрепилась живая вера, нам надо увидеть свет – на лице другого человека, узнавшего Бога.

-Это так? – спрашиваю протоиерея Георгия БРЕЕВА, настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы на Крылатских Холмах.

-Да, большое счастье – вдруг увидеть неземной свет в глазах, на лице человека. Бог изначально предназначил людей быть носителями света.

-Я об этом не знала.

-Господь сказал: «Да будет свет». И  потом уже из него сотворил всю вселенную. В основе каждого создания Божиего – и небесного, и земного – присутствует свет, образ и подобие Бога.

-Почему же свет так редко заметен?

-Да потому, что он, как и солнечный, может заслоняться мрачными тучами нашего малодушия, маловерия, душевной отягченности. И не проявляет своей радостности.

Но ведь бывают моменты духовной просветленности – и даже не у отдельных личностей, а у многих людей сразу. Обязательно такие минуты переживает каждый человек, искренне верующий сердцем, истинно молящийся.

-Священникам, конечно, это виднее.

-Иногда люди приходят в церковь с не очень приятными лицами. А потом становятся умиленными. Отсветы мира, Божией благодати ложатся на душу – и светятся в лице.
Есть средство, которое в большей степени способно пробудить действие света в наших сердцах.

-Какое?

-Молитва. Из глубины сердечной она износит нам Божественный свет. Об этом и Святое Евангелие говорит. Христос Спаситель преобразился, когда начал молиться (см. от Луки. 9. 29).

-Да-да, и ученики увидели Божественный свет.

-Когда пророк Моисей сходил с горы Синайской, на которой говорил с Богом, люди не могли смотреть на его лицо. Так оно сияло благодатью. И Господь даже повелел Моисею набрасывать на голову покрывало. Светом был пронизан пророк и на Фаворской горе.
Лики святых тоже светились во время молитвы. Те, кто видел преподобного Серафима Саровского, говорили: от его лика исходило такое сияние, что людям даже становилось страшно. Лицо святителя Тихона Задонского всегда светилось, когда он совершал Божественную Литургию.

-И преподобный Амвросий Оптинский остался в памяти современников со светлым, сияющим ликом.

-На иконах над головой святых пишется нимб. Это как раз изображение того света, который стал неотъемлемым достоянием подвижника. Человек достиг высоты совершенства. Душа пребывает в Вечности – и Царствие Божие отражается в жизни и лике святого.
Каждый раз, уходя домой с вечерней службы, священники читают такую молитву: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освещаяй всякого человека, грядущаго в мир, да знаменуется на нас свет лица Твоего…»

-Что это значит?

-Мы просим, чтобы в нас отразился Божественный свет. Чтобы люди увидели и сказали: «Вот идет церковный человек, и даже лицо у него – не как у других!»

-Светится?

-Несет отпечаток света. А если принять благодать Божию, как святые, то свет уже становится иным – высшего свойства.

Церковь иерархична. Христа мы называем ее Главой, Архиереем, Который отдал Свою жизнь за нее. Чем выше чины Архангелов и Ангелов в небесной иерархии, тем больше Божией благодати они принимают – и передают этот свет ниже стоящим чинам.  В канонах Ангелы называются вторыми светами.

-А первый свет?

-Конечно, Бог. В человеческом роде тоже есть эта просвещенность. Мы можем быть причастны свету, который победил тьму греха в нашей природе, сделал нас сосудами, навсегда наполненными благодатью Божией. И передавать эту благодать другим.

Чем больше человек очищает свою душу, тем сильнее начинает сиять в нем Божественный свет. Но такие люди стараются скрывать его, чтобы не вызывать болезненную реакцию у окружающих.

-Она может возникнуть?

-Да. И нужно иметь зоркие глаза, иначе не разглядишь света. Мы ведь привыкли замечать людей добрых, улыбающихся, приятных в разговоре, умных. Но есть люди очень скромные, незаметные, а посмотришь в глаза – и чувствуешь: в них присутствует благодать Божия.

Она обязательно себя проявит – через слова, улыбку, лицо. Человек несет это сокровище тайно – чтобы не потерять. А потерять легко: только мысль мелькнула, вошли в душу страстные земные образы – и все. Свет и тьма – несовместимы. Когда тьма побеждает, в душе начинаются скорбь и теснота.

-И хочется вернуть мир и тишину.

-Мне приходилось видеть свет в разных людях. Иногда на патриарших службах служил с десятками священников. Смотришь – и видишь на чьем-то лице просветленность, сердечную умиленность. И думаешь: «Ах, какой же я окаянный! Не подготовился по-настоящему, не собрался духом, не покаялся. А этот наш собрат проявил силу воли, чтобы стать перед престолом Божиим предочищенным – и Бог просиял в нем».

-Как хорошо!

-Иногда видел и людей светских, от которых не ожидал просветленности. Обычно они или много страдали, или болели. Оказались отъединены от других, но пребывали в молитве. И когда исповедовались, причащались, лица их сияли.

-А у кого вы впервые увидели свет на лице?

-Когда я в восемнадцать лет крестился, у меня появились друзья, тоже молодые люди. Как-то они говорят: «Мы сейчас поедем к духовному отцу. Хочешь с нами?» И все вместе отправились к протоиерею Николаю Голубцову. В Москве о нем ходила слава, что это батюшка благодатный.

Он тогда служил молебен. Я стал рядом, чуть сзади. И вдруг почувствовал, что меня, как магнитом, тянет к нему. Хочется прикоснуться, за руку взять. Как будто это родной, близкий человек. Так действовала сила благодати Божией.

-Вы потом ходили к отцу Николаю?

-Нет, у меня жизнь иначе складывалась. Не было необходимости искать просветленных старцев. Даже беспокоить их не хотелось. Светит светильник – и слава Богу! Но если враг душу угнетает, полезно сходить посмотреть на такого человека. Соприкоснуться с этим светом. И будет легче.

-А можно на Литургию сходить, Евангелие почитать.

-Лучше всего – молиться, чтобы в душе были радость и свет.

-Но вам тоже настоящий подвижник светил?

-Да, мой духовный отец схиигумен Савва (Остапенко). Он часто пребывал в глубоком молитвенном состоянии. Смотришь на его просветленный, собранный лик – и радуешься. Слова отца прямо на сердце ложатся. Чувствуешь, что он в духе.
Знал я еще одного интересного человека – богоискателя.

-Это как?

-Их была целая компания друзей, люди интеллигентные, художники – даже окончившие Парижскую академию художеств. А этот мой знакомый в Загорске (Сергиевом Посаде) работал главным санитарным врачом. Он был уже в преклонных годах – где-то на восьмом десятке. Звали его Николаем Ефимовичем.

В начале XX века часть интеллигенции считала, что Православная Церковь закоснела в своих формах, ничего не может дать человеку. И они искали живую Истину.

Эти люди поселились на Кавказе, создали колонию – по учению Льва Толстого. Подвизались там, пока их советская власть не разогнала.

Дальше они изучали символистов, Андрея Белого, теософию. Потом ушли в Индию. Но ничего не находили – и опять переключались на что-нибудь новое.

-И чем дело кончилось?

-После беседы с одним православным подвижником они поверили, что духовное сокровище хранится в Православной Церкви, которая открывает людям Христа, Таинства, Евангелие. И стали жить этим.

Мы познакомились с ними в начале 60-х годов. Мне были интересны люди, которые прошли такой суровый путь. Они проводили жизнь, можно сказать, «не от мира сего». Занимались общественной деятельностью, но всегда были около Церкви.

Николай Ефимович поселился возле Оптиной Пустыни в Козельске, в небольшом домике. Его жена приняла монашество и тоже там жила рядом с ним. Тогда в стране был страшный голод. В очередь за хлебом с пяти часов утра вставали. А я приезжал из Москвы и привозил им колбасного сыра!

-Это был праздник.

-Мы беседовали с Николаем Ефимовичем – и я всегда видел свет радости, благодати на его лице. Умирал он в больнице. За день-два до смерти лежал с Евангелием на груди. У него был тяжелый сердечный приступ. Указывая на Евангелие, Николай Ефимович сказал: «Вот где оно читается!» Лицо его светилось.

-Как удивительно!

-Когда-то мне попалась брошюра, изданная еще до революции. Один иеромонах окормлял тюрьму. И его поразило лицо арестанта: оно светилось. Все вокруг были замучены, злобны – и вдруг это сияющее лицо, удивительная внутренняя свобода.

На исповеди арестант открыл, что в тюрьме сидит безвинно. Он взял на себя вину другого, который кого-то убил. Убийца раскаялся, но наказание надо нести. А у него – дети.
Безвинные страдания приводят нас к Царству Небесному. Мы видим: человек находится в аду – и светится радостью, душе его легко. А Первоисточник этого – Сам Христос Спаситель, невинно принявший смерть на земле. От Него идет к людям эта одухотворенность.

-Все прекрасное – от Него.

-Мне приходилось видеть свет на лицах простых прихожан, которые искренне приносили покаяние – и с достоинством, внутренней верою приобщались Святых Христовых Таин. Знаю людей, которые несут тяжелые кресты – и не унывают, молятся, верят в промысел Божий. В них тоже заметен внутренний свет.

Но есть тут и другая сторона – неприятная и опасная. Иногда люди принимают на себя то, что им не свойственно, произносят благочестивые слова, хотят казаться духовными, блаженными.

-А на деле не так?

-Внешность бывает обманчива. И это проверяется. Тут надо иметь рассуждение, распознавать ложное благочестие.

-Как?

-Господь нам объяснил: «По плодам их узнаете их». Не собирают винограда с терновника (см. от Матфея. 7. 16). С осины и березы груш не снимешь. Когда в человеке есть плоды духа, он никогда не будет их демонстрировать и не поступит вопреки тому, что проповедует другим.

А сколько сейчас слащавых, лукавых книг! Когда зарождался Богородичный центр (довольно известная секта), прихожане рассказывали мне, что появился новый пророк, ревностный проповедник. Принесли его книги. Просмотрел я их и сказал: «Эти писания прямо очаровывают, но тут – прелесть, обман. Отстаньте от него! Изучайте Священное Писание, труды святых подвижников – и сами все поймете».

Как только «духовность» начинает о себе заявлять, сразу надо сказать: «Стоп! Опасно для жизни!» Ведь подлинная духовность ни на что не притязает, себя не демонстрирует. Она просто радуется жизни, Богу, людям. Эта радость ключом бьет внутри.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

У протоиерея Георгия БРЕЕВА – юбилей. В день Собора Пресвятой Богородицы появился на свет ребенок, который вырос, обрел веру и посвятил себя Богу. Стал священником и духовным отцом многих и многих людей.

Всю жизнь батюшка чувствовал помощь и покровительство Царицы Небесной. Много испытаний было на его пути. Из них он всегда выходил окрепшим и уверенным: молитва может все.

Мы увидели свет на лице духовного отца. Тот самый свет, который не спутаешь ни с каким иным. Захотели стать рядом с ним – и тоже служить Богу.

Когда батюшке говорят слова благодарности, он искренне отвечает:
-Не меня благодарите, а Господа.

Это так. Будем благодарить Бога за жизнь, красоту, свет. За трудности, боль и преодоления. За теплого, доброго отца, которого Он нам дал. За отца Георгия.

2 января – память святого праведного Иоанна Кронштадтского
15 января – память преподобного Серафима Саровского, чудотворца