Святые

СЧАСТЛИВЫЙ

«Вы называете меня счастливым, – писал епископ Феофан. – И я чувствую себя таковым… Вышу можно променять только на Царство Небесное».

Это он говорил о Вышенском монастыре в Тамбовской епархии, далеком от культурных центров. Владыке это место показалось самым прекрасным на земле, а он видел Иерусалим, Константинополь. Был ректором Сакт-Петербургской Духовной академии.

Святитель ушел на покой в 51 год. Порой его это смущало: не слишком ли рано? Но здесь его жизнь была по-настоящему монашеской. Молитвенной. Созерцательной. Его окружали книги. Посещало множество людей.

В 1872 году, в 57 лет, епископ Феофан стал затворником. Поселился в отдельном флигеле, прекратил общаться с народом. Устроил в своих кельях домовую церковь – в честь Богоявления, Крещения Господня. Об этом празднике он писал:

«Крещение Господа названо Богоявлением, потому что в нем явил Себя так осязательно истинный Бог, в Троице поклоняемый: Бог Отец – гласом с неба, Бог Сын воплотившийся – Крещением, Бог Дух Святой – нисшествием на Крещаемого. Тут явлено… и то, что спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Святого Духа, по благоволению Отца. Все Таинства христианские сияют здесь Божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верой совершающих сие великое празднество».

«Рассматривай имена!» – советовал духовным чадам преподобный Амвросий Оптинский. Имена много открывают пытливому уму. Так вот, Феофан – и означает «Богоявление». А фамилия владыки Говоров указывает на его способность что-то сказать окружающим. Как оказалось, очень важное.

В затворе он писал книги, ставшие для нас ежедневным чтением. Переводил «Добротолюбие» – собрание творений святых отцов. И отвечал на письма. Десятки конвертов ложились ему на стол каждый день. В них были вопросы, недоумения, горькие жалобы на тяжелую жизнь. И владыка говорил с каждым человеком – на его языке, от сердца к сердцу, с искренностью и простотой.

«Но зачем у Вас, как пишете, страх идти на исповедь? Он точно бывает у многих, но у Вас зачем ему быть?» – спрашивал епископ одну девушку, с которой у него завязалась переписка о духовной жизни. И продолжал: «Извольте уяснить себе дело. Исповедующий (священник) есть только свидетель, приемлет же грехи Господь. Он же повелевает духовнику и разрешение от грехов давать исповедующемуся. Господь же – весь Милость. Он только ждет, чтобы кто исповедал грех свой, и, как только скажет кто грехи, тотчас и прощение. Такого ли Господа бояться?»

Из писем епископа Феофана сложились удивительные книги. Словно он – просто и ясно – беседует со мной лично. С высоты своей великой святости снисходит к моим таким примитивным вопросам, которые для него – чрезвычайно дороги. Как дорога Господу каждая человеческая душа.

Ежедневно святитель Феофан Затворник служил Литургию в своем домовом храме. На Богоявление (а Феофан, напомню, и значит «Богоявление»), в престольный праздник, он преставился к Богу – переменил Вышу на Царство Небесное. И этим Господь уже прославил его.

«Умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои», – писал святой. А какое дело может быть выше, чем открывать людям милость, мудрость, любовь, красоту Бога?

19 января – Крещение Господне. Богоявление
23 января – день памяти святителя Феофана Затворника