Откровения

 

САМАЯ РУССКАЯ ФАМИЛИЯ

 

 

Сценариста и режиссера Виталия Москаленко зрители знают по фильмам «Дорога в рай», «Китайский сервиз», «Жизнь одна», «Ширли-Мырли» (соавтор сценария). Скоро на 1 канале телевидения выйдет его очередная картина «Мошенники».

Еще Виталий Николаевич прозаик, автор пьес. В 89-м году Театр «Камерная сцена» поставил его «Ангела – Скорбное Понимание». Эту пьесу Москаленко называет самым важным произведением своей жизни.

 

-Однажды дед, Федор Павлович Галотин, рассказал мне историю о том, как у них в деревне в 25-м году ломали храм, - вспоминает Москаленко. - Сам он, в то время 15-летний пацан, цеплял к нему тросы от американского трактора. Местные бабы рыдали, бросались на трактор. Но церковь все же снесли. И вся деревня после этого ходила на службу за 20 километров, в соседний поселок. Дед только потом начал соображать, что натворил.

Эта история и попала в мою пьесу. Деда в 22 года раскулачили, сослали на 9 лет на Соловки. «За разговоры», - сказал ему следователь. Оттуда он ушел на фронт – в штрафной батальон и через два года остался калекой без ноги. Прожил 96 лет.

- Когда вас крестили?

- Года в два, наверное. Я родился в Германии. Отец воевал и остался там служить. Он был категорически против моего крещения. Но когда мы приехали в отпуск домой, в Волгоградскую область, бабки все сделали втихую. Собрались, взяли меня и говорят отцу: «Мы пойдем погуляем». Вернулись, крестик спрятали. И лишь через год честно во всем сознались. Но христианского воспитания я не получил.

В школе был комсоргом класса. Потом приехал в Москву. Поступил на режиссерское отделение Государственного института театрального искусства (курс Андрея Гончарова).

Я очень отставал от москвичей в образовании. И поставил себе цель – читать и читать. За пять лет прочитал около 3000 книг, у меня есть записи в дневнике об этом. А потом на меня свалился «самиздат»: трагическая судьба патриарха Тихона, аресты и расстрелы священников. «Технология власти», «Жизнь протопопа Аввакума», «Доктор Живаго»...

В 25 лет, году в 1979, я был потрясен «Архипелагом ГУЛАГом» Солженицына. Эта книга перевернула меня. Помню, месяц не мог есть, когда прочитал, как замерзших детей «врагов народа» откалывали ломом от стенок железнодорожного состава.

А вскоре случилось главное событие в моей жизни. Я открыл для себя Библию.

- Где вы ее взяли?

-Однажды ко мне в гости приехал двоюродный брат. Пошли на Красную площадь, в собор Василия Блаженного. Там был тогда музей. Мы тоже купили билеты по 15 копеек. Заходим. Вдруг вижу: на одной из полок лежит что-то, завернутое в пергаментную бумагу. Разворачиваю, а там две небольшие Библии! Я обомлел. В то время я собирал библиотеку, покупал книжки на последние гроши.

Сел рядом со свертком и приказал брату: «Бери одну и прячь скорее под куртку! Потом все объясню». Мы еще посидели минутку для вида и рванули в общежитие театрального института.

Помню, пришел, раскрыл книгу – и очнулся месяца через три. Много лет после этого переживал, что не взял вторую. Кстати, моя Библия потом почти чудом вернулась ко мне!

- Неужели потеряли?!

-Ну, нет! (Улыбается). По общежитию пронесся слух, что у Москаленко есть Библия. Ко мне пришел Валера Белякович, теперь известный режиссер, и взмолился: «Дай почитать, а я тебе за это…». И перечислил, наверное, половину своей библиотеки: Сартра, Камю, Мандельштама, Блока. Этих книг тогда было не достать днем с огнем!

Я дрогнул. Мы пообещали все вернуть друг другу спустя какое-то время. Прошло несколько месяцев. Говорю: «Верни Библию, забирай свои книжки». Он упирается, придумывает отговорки, собирается откупиться очередной книгой. Я, естественно, возмущаюсь.

Так и не отдал. И что вы думаете? Прошло года два, я уже забыл, простил. Как-то раз он приезжает к нам в общежитие на вечеринку. И забывает свою сумку.

- А там ваша Библия?

-Точно. Я ее забрал, а ему вернул всех сартров. Так каждый из нас остался при своем. Библия эта со мной до сих пор.

Потом я начал ходить в храм. Перед Пасхой парторганизация обычно проводила собрание с комсомольцами. Студентов предупреждали: «Если кого-то увидим в церкви – выгоним!».

Но надо было знать мой характер! Мы с другом все равно шли в церковь на улице Неждановой, рядом с ГИТИСом. Однажды столкнулись там с нашим профессором по научному коммунизму. Он тоже пришел помолиться!

Нас видели, но молчали. Хотя, были и стукачи, те, которые рвались в партию из карьерных соображений. Я тогда понял, что к Богу нужно идти без страха и сомнений. Выучил молитвы, какие смог. Но до сих пор плохо понимаю службу.

- У вас есть духовник?

- К сожалению, нет. Понимаю, что это плохо. Но, думаю, я его еще найду.

-Как появилась пьеса «Ангел – Скорбное Понимание»?

-На коленках в электричке. Дело было в 79-м году. Я как раз прочитал Библию и поехал в Калинин. Первый акт написал по дороге туда, второй – обратно.

На совещании молодых писателей России в Малеевке я прочитал первый акт пьесы. Объявили перерыв. Ко мне подходят двое ребят в костюмах, говорят: «Мы вас отвезем в Москву, вы ведь туда собирались?» Я удивился: завтра хотел ехать. Они улыбаются: «А мы вас сегодня с ветерком на Волге доставим. Поехали, а?» Так я пьесу не дочитал, выгнали с совещания.

В Министерстве культуры РСФСР потребовали исправить весь второй акт, историю того, как мальчик начинает открывать в себе Бога, как умирает Старик. Редактор говорил: «На что ты намекаешь? Старика Бог покарал за то, что он храм взорвал?!». Я прикидывался «чайником»: «Он от старости умер, главное – что на руках Мальчика, он ему все передал». «Что передал? - пытал редактор. – Веру?».

Чиновники стали панически бояться этой пьесы. В 82-м году ее впервые поставили в театре имени Моссовета. Но шел спектакль недолго.

Однажды на пьесу случайно наткнулась Галя Боголюбова, завлит одного московского театра. Произведение понравилось, его уже грозились поставить, как вдруг Галя уволилась. Прихожу в театр. Передо мной в кресле-качалке сидит незнакомый человек и начинает разносить пьесу в пух и прах. Я пытаюсь его образумить: «Как вы можете поносить Бога? Вы же за это ответите».

Тот продолжает раскачиваться и ухмыляться. И тут у кресла ломается ножка. Завлит летит головой в телевизор. Взрыв! Осколки во все стороны! Он в шоке. Я пытаюсь помочь ему встать. Кто-то вбегает на шум и кричит: «Я же тебя предупреждал! Не надо его злить!».

- Неужели в гневе вы так страшны?

- Ходили слухи (улыбается). Люди видели, что «Ангел…» для меня не просто пьеса, а нечто большее. Закончил ее – и мне показалось, будто глухая стена в душе рухнула. Открылся новый мир. В пьесе говорится о том, как остановить зло. Это задача каждого из нас: прервать цепочку зла. Мне сделали больно, а я не стану отвечать злом на зло.

- Хотя это очень трудно. Вы с супругой приходили к вере одновременно?

-Да. Почти сразу после нашего знакомства Светлана призналась, что очень хочет ребенка, но боится, что детей у нее не будет. Мой друг Володя Ильин, замечательный артист театра и кино, посоветовал ей креститься. Мы поехали к одному батюшке и даже жили у него двое суток.

В первый вечер Светлана вернулась из храма вся почерневшая, свалилась на матушкину кровать и проспала часов 20. На следующий день пришла уже счастливая, сияющая. И через год родилась Полина. А еще через два - Ольга, наша младшая дочь.

- Надо же, как бывает!

-По праздникам мы всей семьей ходили в церковь, читали дочкам детскую Библию. Жили тогда в Красногорске, рядом с лесом. На Рождество я шел в лес и наряжал елочку. Потом просил соседа, чтобы он кинул в окно снежок. И мы шли в лес. Я застывал на месте, шептал им: «Вы что, не видите? Вон звезда! Господь родился! Ну-ка давайте пойдем по этой тропинке!».

Когда девочки находили в темноте елку, а на ней подарки и иконки, это надо было видеть!

Работа у меня такая, что приходилось таскать детей по съемкам. Часто переезжали, они перескакивали из школы в школу. Ни одной из бабушек поблизости не было.

Разумеется, дочки видели, что мать с отцом честно трудятся. Когда кинотеатры на несколько лет закрылись, жизнь заставила меня побыть и дворником, и частным извозчиком. Мы с женой детей от многого защитили. Хотя теперь я сомневаюсь, что это правильно.

- Почему?

-Чем чаще молодые люди сами преодолевают трудности, тем лучше. Девочки узнали жизнь только с одной стороны: когда в доме уют и полный холодильник.

-Чем занимаются ваши дочки?

-Одна учится в Институте кинематографии, другая – в Университете нефти и газа имени Губкина.

- С какой из них труднее?

- Со старшей. Она темпераментом в меня. Такая же взрывная, самостоятельная, авторитарная. Сейчас живет одна. Сама пробивает себе дорогу. Младшая, наоборот, вся в мать: спокойная, мудрая не по годам. Никогда не будет спорить. Но потом все равно докажет свою правоту.

-В вашем фильме «Жизнь одна» героиня больна раком. Но любовь творит чудеса, она исцеляется.

-Когда-то этот диагноз поставили моей жене. Света выздоровела. А несколько лет назад мне предложили снять фильм по повести Лианы Королевой, которая тоже болела раком и умерла. Своей героине она не оставила шанса на жизнь. А мне хотелось, чтобы конец был счастливым. Мы изменили сценарий.

Кстати, любопытная деталь. Перед съемкой исполнительница главной роли Таня Яковенко вдруг мне говорит: «Виталий Николаевич, я беременна!». По сценарию она не могла родить, но выздоровела, родила. И в жизни через пять месяцев после премьеры актриса родила дочь!

- Недавно я слышала анекдот. На Украине провели конкурс на самую русскую фамилию. Знаете, какая победила? Москаленко!

- Ну, естественно! «Москаль», да еще и «енко»! В моих жилах, конечно, течет украинская кровь. А фамилии трех остальных моих прадедов – русские: Галотины, Шиповские, Прохватиловы. Из села Себровки Волгоградской области, где когда-то дед мой по глупости помогал рушить храм. И всю жизнь потом мучился. А внука, получается, Бог вернул к Себе. Да и деда – тоже.

Беседовала Наталья СОСНОВА