Со всех сторон слышны советы:

— Зачем вам жениться? Живите так!

Аргументы приводят разные: и с ЗАГСом не связываться, и имущество не делить. И детей не рожать, наверное. Им-то как без семьи?

— А зачем вообще существует брак? — спрашиваю протоиерея Алексия ПОТОКИНА — Кто его придумал?

 

БРАК И ЕГО ТАЙНА

 

Вся жизнь человека — это брак, — отвечает батюшка. - Евангелие предлагает нам образ брачного пира, на который приглашаются люди. Христос называет Себя Женихом. Апостолы именуют Церковь невестой. Вопрос только в том, с кем мы заключаем брак: с миром света или миром тьмы. Иного выбора нет.

• Но может же человек существовать сам по себе?

—  Нет. Значит, он отдал предпочтение темным силам. Молитва - это общение с духовным миром. Мы созданы так, что обязательно молимся: либо Богу — и тогда наши молитвы благие, либо тьме.

Многие думают, что зло — бить, сердиться, мстить.

• И это молитва?

—  Да, это откровенно злая молитва. Но чаще она бывает скрыта.

• Под маской добра?

— Или равнодушия: «Ты для меня никто, я без тебя обойдусь». Такое тихое, спокойное убийство - без эмоций, переживаний. Просто отвержение.

Уныние или печаль — тоже злая молитва: «Какие ужасные люди! Какой плохой я!». Но по сути-то получается: «Господи, какой же Ты невыносимый!».

Бог сказал: «Нехорошо человеку быть одному».

• Да, сразу после сотворения Адама. И тут же создал Еву.

— И человек один не может, всегда живет в браке.

• А монахи?

—  И монахи, как ни парадоксально это звучит. Крещение - это ведь брак с Христом. Дружба - тоже брак. И выбор профессии, и отношение к миру. Весь вопрос в том, кем я являюсь в этом браке. Люблю или нет? Служу, берегу, защищаю — или «пользуюсь», разрушаю? В зависимости от этого складываются наши отношения с другими.

Человеческие жизни многообразны. И строятся они в зависимости от того, какой брак мы заключаем с Богом.

Отношение к Богу может быть таким, что я принесу свою земную жизнь Ему — в малую жертву.

• Ничего себе - малую?!

Именно так. Если человек рад Богу как сокровищу, он рад и видимому миру. Видит его премудрость, величие и слабость. Тогда-то он может предпочесть Высшее, а не земное. Но в Высшем не будет лишен ничего, а приобретет большее (хотя вроде бы от многого отказывается). Душа это знает.

Но вера наша - слабенькая, а плоть -могучая. Значит, путь к Господу будет идти через борьбу, страдание. Преодоление.

Христос говорил: тот, кто не оставит ради Него отца или мать, не достоин Его.

• Почему?

— Не потому, что Бог ставит Себя на пер-

вое место. А потому что мы поставили себя в больное положение грешников: предпочитаем себя — другим. И теперь достойно относиться к человеку — значит, прежде всего, покрывать его слабости, немощи. А потом уже радоваться хорошему, помнить, хранить его.

То хорошее, что есть в каждом из нас, вечно хранится в Христе. Мы Его чада. Принимая Господа до конца, мы принимаем и людей.

• Полностью?

Да, и уже можем связывать себя браком на земле, не делая ни из кого кумира, трудясь ради светлого образа человека, который есть в Христе. Злоба, предательство близких не должны нас обмануть. Это всего лишь болезнь, а не сущность богоподобной души.

Мы ведь чувствуем, когда в нас самих образ Божий растет или умаляется. Кто с Христом - тот собирает. Без Него - расточает. Мы бываем то свободными и емкими, то узкими. А то и совсем невозможными. Тогда нам не хочется не то что брака, а другого человека рядом видеть невыносимо.

• Причем самого родного!

—  Бог нас никогда не обижает, а только жалеет. Нашей верой, любовью к Нему задается та высота, выше которой у нас не будет отношений с людьми. Они-то изменчивы, непостоянны.

• Мы говорим о любви. А что это такое- любовь?

-   Открытость - Богу или человеку. Брак — тоже открытость. Его законы описаны в Священном Писании: это вечно обновляющаяся жизнь, познание другого — с разных сторон. Пока взаимное познание продолжается, любовь жива. Когда кажется, что все уже знаешь, любовь умирает. Отношения исчерпаны.

• И с Богом?

Конечно. Станешь застывшим, автоматическим — и попадешь в тупик. Придется из него выходить.

Особые отношения семейного брака у нас возможны только с одним человеком. С остальными есть понятие друга (другого). В семье оно преодолевается. Адам, глядя на Еву, говорил: «Это я».

• Единица - в двоице.

—  После встречи, знакомства, первой любви всегда наступает период охлаждения. Нам дают почувствовать эту радость — быть в браке. А потом мы ее теряем. И должны искать, как вернуть, да еще умножить. И тут надо честно, мужественно признаться, что виноваты не люди, не обстоятельства, не Бог, а мы сами. Пока не осознаем этого, ничего не найдем.

Господь говорит: «Где двое или трое собрались во имя Мое, там Я посреди них». Путь семьи (мужа, жены, детей) состоит в том, чтобы понять, как Господь смотрит на наших близких. Какими их видит. Отсюда - как нам самим им служить, с ними жить.

• Стараться увидеть их Его глазами?

— Да. И это не отказ от человеческих отношений. Они будут прекрасными и благодатными на своем месте — вслед за главным. Крепкими, неугасающими.

В чине венчания священник просит о новобрачных: Господи, дай им семя долгожизнен-ное. Чтобы они могли рожать до пределов возможностей. Только в настоящем браке открывается радостный смысл появления детей. Люди понимают, для чего Бог родил, сотворил землю.

• Для чего?

— Когда одна душа принимает другую — и это взаимно, то такое блаженство хочется передать еще кому-то. От блаженства рождается дитя. И для него.

• Как Господь задумал нас, вы рассказали. Но в реальной жизни иначе.

—  Согласен. Люди не понимают, чего хотят в глубине сердца. Зато требуют все - и сразу! Даже в вере.

Сейчас распространены так называемые «гражданские браки» (но настоящий гражданский брак регистрируется государством, и Церковь признает его). Тут — не семья, а сожительство. Два человека находятся рядом, но они друг другу — никто. Не имеют никаких прав. Расходятся — и считают, что между нами больше «ничего нет». Значит, ничего и не было.

• Пустота?

— Провели время, как перед телевизором. И человека невозможно остановить, если ему это нравится. Так надо хотя бы предупредить.

Дети наследуют эти отношения. Они уже не плод взаимности, а плод небрежности. Если родителей ничего не связывало, то нужно чудо, чтобы душа ребенка почувствовала: плохо быть одной. Для современного человека такое чувство — великий дар. И единственный шанс выжить.

Тот, кому мешают другие (хотя иногда, конечно, и скрашивают жизнь!), готовится быть одиноким на веки вечные. И тут уж не надо пенять ни на кого: сам выбрал этот путь.

• Этот ад...

—  Еще люди все время требуют «доказательств любви», «испытывают чувства» — до брака. А испытывать-то нечего! Разве что физиологию. Но она изнашивается. Любая. И только на своем месте будет усиливаться, когда, как мы говорили, дополняет главное.

Много проблем уйдет, если мы научимся доверять другому человеку. А требование доказательств означает: тут пустота, подозрения, обман. Это разрушится, хотя, может быть, и не окончательно.

А сколько теперь изобретается всяких технологий в отношениях! Но если одна душа открылась другой, то взгляд, легкое прикосновение, молчание насытят так, что из человека эта радость будет изливаться.

• И других согревать.

— Технология и фокусы нужны только равнодушным людям, чтобы обнаружить признаки жизни. Таким людям, которые забыли о внутреннем мире, не чувствуют своей глубины, не понимают собственных мыслей. Стали продуктом «бытия». А ведь сознание должно поднимать нас над обстоятельствами. Человек, который любит, живет - «вопреки».

• Беда, что многие оказываются заложниками этого всеобщего обмана.

— Человек может не иметь ни одного друга, но должен мужественно нести эту муку. Значит, пока не нашел, с кем разделить жизнь, за кого класть свою душу. Но надо знать: любовь все-таки бывает. Растет, крепнет, открывается больше и больше.

Допустим, человек не понимает, зачем кого-то ждать. Но пусть скажет: хотел бы он, чтоб его ждали? Чтоб появилось подлинное, настоящее?

•  Скорее всего, да.

— Не все ответят честно, потому что трусливы. Не могут поверить, что их ждут.

• Надо все - и сразу?

— А у супружества есть преддверие — жених и невеста. Ожидание, подготовка. Надо научиться уважать близкого человека, слышать его, дать ему свободу. Иначе будет одна мука, причем взаимная. Если мне с кем-то трудно, ему со мной — тоже невыносимо.

Бог нас утешает: «Будьте, как дети!». Этим Он открывает нам возможность роста, совершенствования. Важно трезво относиться к се-

бе, благодарить за то, что имеешь. Не торопиться, надеяться — без жадности. И откроется возможность доброго, благого пути — во всем.

Тот брак, который пришел с ожиданием, верностью, открытостью, не обманет, откроет перспективы иного брака — вечного. Если ты пока не видишь таких примеров, то поищи их.

• Где?

- Возьми высший образец - отношений с Богом. Это позволит выйти из закрытости, эгоизма, неприятия других — и когда-нибудь полюбить. Совесть оживет и поможет разобраться во всем.

Мне жаль тех, у кого было много браков. Они предали, зачеркнули то, что имели. Не знаю, с чем остались, но первое ушло. А их дети приобрели циничный опыт: никто никому не нужен, раз делится неделимое — мать и отец.

• Бывает же, что первый брак не складывается.

— Да, и это не значит, что надо отказаться от новых возможностей. Если нет веры, которая делает жизнь полной, то можно вступить в брак второй раз. Но третий пусть будет последним.

• Вы сказали о нашей роли в браке. Можно об этом чуть подробнее?

— Христос говорил: «Я пришел послужить вам». Вот принцип поведения и женщины, и особенно мужчины в браке. Служить другим — значит быть для них опорой в жизни. Пусть они ошибаются, мужчина расплатится — не только деньгами и нервами.

В браке надо наблюдать за взаимностью. Если человек, которому я служу, становится свиньей, требует «своего», то надо прекратить служение и ждать, когда он вернется из страны эгоизма.

•  Словно блудный сын? Как это реально осуществить?

— Закрыться — и он почувствует одиночество. Путь исправления один: «Милые мои, простите! Постараюсь жить иначе».

Наше благо начинается не с цветов и подарков, а с момента, когда мы понимаем: надо беречь друг друга. Влюбленность всегда бережет.

• А нелюбовь?

Эксплуатирует, берет, отнимает. Во взаимности существует равновесие: человек принимает — и отдает. Только отдавать — другая крайность, так тоже нельзя жить.

• Психология в обществе сейчас - потребительская.

— Да, женятся — и сразу составляют контракт, какое имущество кому принадлежит. Но в брак вступают, чтобы научиться быть открытыми до конца: все мое — твое. И наоборот. А контракт — это признание, что люди — чужие, боятся друг друга.

• Потому-то браков становится меньше, а сожительств — больше?

- Видимо, да. Но обреченности нет. Наше поколение большую часть жизни прожило без веры. И все-таки было не поздно к ней прийти.

Так и тут. Достаточно сказать: «Господи, что ж я натворил? Всю жизнь был - ни с кем. Прости меня!». Таким сокрушенным словом восстановится утраченная жизнь. Евангелие это утверждает. И если так скажут оба супруга, то брак состоится — по милости Бога. Блудницы и мытари первыми идут в Царство Небесное. Им понятнее, что они предали и за что просить прощения.

Любой брак надо хранить хотя бы затем, чтобы не предать, не потратить последнее. Мы не можем без брака, потому что созданы по образу и подобию Божию.

Некоторые говорят: «Мы разлюбили друг друга». Да каждый из нас тысячу раз разлюбил своих близких! Нельзя поддаваться нелюбви. Перетерпи ее, сдержи, кайся, проси милости. Вернется любовь - да с какой силой!

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ