Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)


Христос дает нам заповедь: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся». Не нужно думать, что речь в ней идет об улаживании конфликтов. Мы ведь это тоже называем миром.


Христос Свой мир как бы противопоставляет миру человеческих земных жизней: что высоко перед людьми, то мерзость перед Ним (от Луки. 16. 15).
У нас высоко – иметь власть, обладать материальным богатством. И тогда человек вроде бы счастлив. А у Господа иначе: для Него блаженство – когда Он нужен нам, когда мы Ему рады. Когда Он Себя отдает. И Ему тяжело, когда мы не допускаем Его до служения нам.


Наш мир – истощается. Если мы трудимся, наши силы закачиваются, ресурсы иссякают. Божий мир по своей сути живет иначе. От Его деятельности все начинает умножаться.


Мы-то думаем, что дойдем до вершин – и тем исчерпаем возможности научения. А у Бога наоборот: ты только положи начало – и оно будет открывать тебе все большие горизонты, просторы. Душа входит в такое, о чем она даже не могла помыслить.


Христос говорил, что победил наш мир (от Иоанна. 16. 33). Что значит эта победа? Господь дал нам новую жизнь – иного мира. Он свидетельствовал, что во времени между двумя этими мирами происходит война, и Он пришел вооружить нас, дать нам меч.


Значит, в духовном смысле здесь невозможны ни холодный плюрализм, ни эклектика, ни панибратство. Только в Божием мире есть жизнь и свет. Земной мир с ними борется. И никакой общности, никакого единства между ними не может быть. Об этом тоже говорил Христос. Он подчеркивал: не может человек служить двум господам (от Матфея. 6. 24).


Принесение мира, о котором говорит заповедь, – это милосердие к погибающим грешникам. Сообщение им той жизни, которая не имеет никаких ограничений.


Посмотрите внимательно: ведь в нас действительно заложены стремления, которые есть только у Самого Бога. Он не имеет никаких ограничений. Вот и человек, если хочет быть тираном, то только неограниченным. Казалось бы, ладно: терроризируй свою семью, или коллектив, или страну. Но нет, этого мало. Надо подчинить себе всех. Тот, у кого диагнозы и анализы уже плохие, понимает, что не доживет до этого. А если здоровье хорошее, то его ничем не остановишь, стремится стать богом.


А поиск блаженства в этом грешном мире? Писатели-романтики, начиная с XVII-XVIII веков, считали, что человечество можно сделать счастливым. Это пафос не людей, а богов. Некоторые даже предполагали, что можно создать и рай на земле. Недаром родилась книга «Голова профессора Доуэля». Там – «рай» мозгов: познание физического мира, наука – это мать радости и блаженства.


Это – заблуждения. Но человек действительно может узнать истинную жизнь – блаженную, Божию. И тогда он свидетельствует о ней. Для него становится естественным поделиться этим сокровищем с остальными людьми.


Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)