12 апреля — Вход Господень в Иерусалим

АЗЫ

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

Мы продолжаем говорить о заповеди Христа: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся». И пока пришли к такому выводу: когда человек узнает мир как Божий, для него становится естественным поделиться этим сокровищем с остальными людьми. Он начинает свидетельствовать о нем — прежде всего своей жизнью.

К сожалению, нас часто смущает то, что многие люди, которые ходят в храм, несчастны (хотя вроде бы должны быть блаженны, радостны). И нам не хочется получить от них тот «мир», которым они живут. Другое дело, когда человек имеет в себе ненадуманную и непритворную, ясную радость. Она, конечно, иногда может прятаться под какими-то переживаниями, но мы понимаем, что и переживания эти в вере — уже другие, просветленные.

В отличие от Божиего, наш мир — неполный. Но его может восполнить человеческая надежда. Верующим людям надежда дает силы там, где у других они заканчиваются.

Следующий шаг — это уже открыто делиться с другими тем Божиим миром, который имеешь в себе. Конечно, при условии, что люди разрешат, допустят такое общение с ними. То есть в случае взаимности, когда для других тоже важна жизнь, которая знает Бога как Сокровище. Нельзя метать бисер перед свиньями (см. от Матфея. 7. 6). Т.е. нельзя говорить о сокровенном с человеком, откровенно насмехающимся, глумящимся над самой мыслью об иной возможности жизни.

В то же время, оказывается, даже человек, который пока еще враждует с Богом, может нести Его мир, если просит: «Господи, помилуй нас!» Этот вопль привлекает к себе уготованное «прощение-общение» с Небом. Все Евангелие говорит об этом. Но мы хотим нести этот мир как бы «бесплатно». То есть, не страдая от грешника, не «пересекаясь» с ним. Попробую пояснить.

Мы часто воспринимаем грех как некие ошибки и промахи. А на самом деле любой грех — борьба с Богом. Пророк Давид видел это и сказал: «Тебе единому согреших…» (псалом 50. 6). То есть все, что в жизни было сделано не так, — против Бога. Соответственно, если я хочу нести другим Его мир, то должен помнить: несу его тем, кто пока борется с Господом. А значит — и со мной. Это неизбежная «плата».

Проявление милости и мира

— это действие, которое вступает в борьбу с губительной силой, отнимающей жизнь. Вот многие люди вспоминают пошлую поговорку: «Не сделаешь добра — не получишь зла». Будто бы сделаешь доброе дело — и за этим последует что-то злое как некое механическое продолжение. Это неправда! Просто само доброе действие уже несет в себе противление злу.

Мы под этим противлением часто понимаем что-то жестокое извне по отношению к нам самим. На самом же деле — это прежде всего несогласие со своим внутренним злом. Такое напряжение совести для человека всегда — главная трудность! И снова — неизбежная «плата».

Хотя, пусть очень-очень не часто, но бывают моменты, когда для нас становится важно разделить чью-то беду, боль и все с ними связанное. Причем, это бывает не по самопринуждению, а естественно, по внутренней потребности. Это желание мы можем испытать, например, к очень близкому человеку, чаще всего к детям.

А Христос противился злу, которое действительно Его окружало «извне», но делал это, не повергая, не уничтожая носителей зла — хулителей и распинателей, а являя им, как Своим детям, мир, прощение и милость. И противление Его было (и таким же остается поныне, и не отступит, и не измениться во веки) — до кровавого пота, до смерти.

Знаете, с чего начинается исполнение этой заповеди? С того, что у человека появляется как бы мысль-желание:

— Господи, как я хочу, чтобы все было — Твоим! И люди, и земля. Какими бы мы стали красивыми, благими!

Такое пожелание блаженства, спасения всем — как раз и объемлется словом мир. Внутренне и внешне — как общность всего существующего. Творец вселенной — един, и миротворец хочет, чтобы все и все были едины — в Нем, знали Бога.

Часто в храме мы тоже воспринимаем это как блаженство. А когда уходим из него, забываем. «Всякое дыхание да славит Господа!» (Псалом 150. 6). Именно в этом заключаются неограниченные возможности людей, настоящее счастье. Преодоление мелочности разделения.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение в следующем номере)