Интервью

ПАСХАЛЬНЫЙ СВЕТ

Еще до Великого поста начинаешь ждать Пасху. Вспоминаешь, как выходит на улицу из храма Крестный ход. Как вдоль ограды стоят люди с горящими свечами. И небо тоже зажгло все свои «светильники».
А воздух какой! Кажется, никогда он не бывает таким чистым, чуть холодящим. Словно внутри скрыты прозрачные льдинки.

-Весна идет, весна-красна! – улыбается протоиерей Георгий БРЕЕВ, настоятель двух Богородичных храмов – в Царицыно и на Крылатских Холмах. – Духовная весна – Пасха – совпадает с природной. Все вдохновляется, оживает.

Зима каменит природу. Только иногда ощутишь запах чистого снега – и все! А весна пленяет нас запахами: они идут от земли, растений. Даже в воздухе чувствуешь оживление. От природы идет обновляющая сила.

И Церковь снимает свою великопостную покаянную пелену. Только что в храмах стоял полумрак, монотонно читалась Псалтирь. Глубоко в сердце уходило духовное переживание нашей греховности, недостойности.

-Вдруг все меняется?

-И Пасха выводит нас к свету.

-Им наполняются и небо, и земля, и преисподняя.

-На Пасху читается Евангелие Иоанна Богослова: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через Него начало быть, что начало быть… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (1. 1-5).
Пасха является осуществлением силы Божией, которая всегда проявляется в свете, побеждающем тьму. Этот свет – не вещественный, а духовный. И он был доступен ученикам Христа: воскресший Господь являл им Самого Себя, и через это открывал людям вечный Божий мир.

-То есть показывал Небесное Царство – Собою?

-Да, в течение сорока дней Спаситель вкладывал в души, в сознание апостолов: вот, явилась Слава Царствия! Впервые Он показал ее ученикам на Фаворе, где им открылся свет Преображения Господня. Но особенно – после воскресения Христа.

Ученики – это те люди, которые должны были основать Его Церковь. И вот Господь явил им Себя в неземном облике, как Победитель ада и смерти, искупитель мира. Он взял на Себя грехи человечества – и преодолел их, разрушил ад. Своей всемогущей рукой извел человека из недр тартара. Даровал людям всепрощение, открыл безграничную, безбрежную широту жизни.

-Вы говорите такие простые, вроде бы привычные слова. Но у меня дух захватывает!

-А представь, что все это стояло перед лицом апостолов. У евангелиста Луки есть такой эпизод. Два спутника Лука и Клеопа шли в Еммаус, и к ним присоединился третий – Сам Спаситель.

-И они Его в тот момент не узнали!

-В Иерусалиме тогда, по-видимому, все пришло в движение. И те, кто следовал за Христом, и те, кто относился к Нему с недоверием и даже злобой, только и говорили о Его распятии и смерти.

-Даже с Голгофы, как говорит евангелист Лука, народ «возвращался, бия себя в грудь» (23. 48).

-Молва охватила и город, и окружающие селения. Каждый хотел понять, что же произошло. Все спорили, говорили. Апостолы тоже шли, рассуждали об этом. Они удивились, что рядом с ними появился Человек, Который вроде бы ни о чем не слышал. Они спрашивают Его: «Ты что, один не знаешь, какие события произошли в Иерусалиме?»

И рассказывают Ему, что женщины видели Господа воскресшим, что ученики были в погребальной пещере – и там Христа не обнаружили.

-Нашли только плащаницу, в которую обернули Его тело.

-Лука и Клеопа удивляются: неужели Господь и вправду воскрес? Неужели это соответствует действительности? Они знали Священное Писание. Помнили то, чему учил их Божественный Учитель. Но все это было как бы запечатано в их сердце.

И Господь обращается к ним: «…о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (там же. 24. 25-27).

Он отрыл им то, что в них уже было заложено. И явил им Самого Себя. Это была не икона, не окно в Вечность, а реальность, которая совершенно иным языком говорила с ними. Они потом пришли в удивление: сердце подсказывало им, что это был не обыкновенный Человек.

-И «они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (24. 32).

-Духовный мир скрыт от нас за оболочкой нашей телесной природы. Если бы мы реально воспринимали его, то не было бы никаких споров. Не было бы и предмета веры. Но это не так. И нам нужно много работать, иметь большой опыт духовной жизни, молитвенных переживаний, постижения Священного Писания. Тогда наш внутренний человек вооружается этими истинами. Они становятся нашим богатством.

Бывают вещи, которые мы умеем более или менее нащупывать, рассуждать о них. А когда мы сталкиваемся с чем-то непонятным, наша реакция может проявиться в отрицании этого.

-Конечно.

-И тогда о духовной жизни или явлении потустороннего мира человек говорит: «Тут что-то не то! Галлюцинация, выдумка».  И так далее. Много находится отговорок, чтобы закрыть, завуалировать предмет. Вроде и не стоит об этом думать, вся действительность – вот она перед нами.

-А воскресший Христос тоже стоял перед учениками, был для них действительностью.

-В том-то и дело! Человеческая душа устроена так, что она всегда ищет новизны, высоких переживаний, которые ее питают, дают избыток сил. Это помогает нам преодолевать привыкание к истинным понятиям, священным образам, действиям. Казалось бы, они уже знакомы мне – и я могу выработать некий стандарт в отношении к ним. Но этот «стандарт» меня – не преображает.

-Не согревает?

-И не вдохновляет. А вот когда читаешь Воскресные Евангелия, в них каждый раз открывается что-то новое. Сотни раз это слышал – и вдруг улавливаешь два-три слова, которые придают событиям иную окраску, по-другому показывают внутреннее развитие ситуации.

Читая Библию, мы все время узнаем новое. Таково свойство Священного Писания, Слова Божия.

Пасха празднуется 40 дней. Возможно, в нашем земном измерении они покажутся не очень значительными. А в духовном измерении – явления воскресшего Христа были для учеников школой постижения Царства Божия. Законов вечности и ее природы. В этой школе Господь готовил апостолов к служению.

Что означает само слово «Пасха»? Это некий переход.

-И он известен нам из Ветхого Завета.

-Я недавно перечитал книгу пророка Моисея об Исходе избранного народа Израиля из Египта. И вдруг слова зазвучали для меня совершенно по-новому. Открылся смысл, о котором я читал, но внутренне этого не переживал.

С чем бы это сравнить? Наверное, с музыкой. Иногда в знакомом произведении бывает сделан акцент – и сразу же все воспринимается иначе. Так и тут.

-Что вы увидели?

-Оказывается, выход из Египта был не простым. Люди 400 лет находились в плену. Там выросло много поколений. У них сложилась своя психология, видение мира. Конечно, народ Израиля находился рабстве. Египтяне считали израильтян людьми второго или третьего сорта. Но материальная сторона жизни там была обеспечена – причем гарантированно.

-И нам это кое-что напоминает.

-Чего искать? Работайте! Вот вам кирпичи, вот глина и солома, вот задание и надсмотрщик. Люди привыкли к этому: лучшего все равно ничего не найдем.

Но пришло время – и избранный народ вырос. Пора было вывести его на простор, устроить жизнь иначе. Господь начинает творить чудеса – и при каждом из них предупреждает Моисея: «Я ожесточу сердце фараона – и он не послушает тебя» (см. Исход. 7. 3).

Было двенадцать знамений силы Господней. Бог посылал испытания фараону, египтянам.

-Для чего?

-Да для того, чтобы постепенно переменить сознание самого избранного народа. Чтобы зажглось в глубинах его духа понятие: Бог перед ним творит эти чудеса. Ни одна беда не коснулась людей Израиля.

А могущественное государство Египет рушилось перед лицом силы Божией. И становилось ясно: историческое развитие идет и принимает определенную форму не само собой. От Него это исходит.

-Важно помнить такую истину!
-И когда Моисей уже вывел народ из Египта и получал Закон Божий, Господь ему прямо сказал: Я это делал для того, чтобы вы были непосредственными участниками событий, присутствовали при всех знамениях Божиих  – и могли передать память о них следующим поколениям. Народ должен ими руководствоваться, всегда видеть перед собой.

Вот и истина перехода человека от смерти к вечной жизни – через Христа должна запечатлеться в человеческой памяти. Господь выводит нас из рабства смерти, тлению, показывает пути их преодоления.

Спаситель позволил апостолам чувственным образом постичь Его воскресение. Они убедились, что это Он Сам перед ними. И это стало краеугольным камнем для создания Церкви, в которой воспитывается каждый, кто хочет раскрыть в себе силу веры.

Мы утверждаемся на двух апостольских свидетельствах: Христос умер – и воскрес. Он, как Сам говорил, отдал Свою жизнь для искупления многих – и снова принял ее. Эту живую истину мы как бы возобновляем в себе не только на Пасху, но и в любой момент жизни.

Пасха действительно неповторима. Она дает душе расцвести.

-Батюшка, вот вы напомнили слова Христа о том, что Он пришел спасти «многих». Не всех?

-Этим словом Господь показывает, что ограничения есть, но они условны. Многие люди живут порядочно, благочестиво, трудятся на благо общества, народа, семьи. Причастны к тем задачам, которые Бог ставит перед каждым человеком. Но есть и такие, которые не хотят учиться, трудиться: «Не трогайте меня! Как я решил – так и будет!»

Придет ли такой человек в разум? Или закоснеет в своем бесплодном состоянии? Здесь вопрос остается открытым, хотя воскресение Христово произошло для всех людей – без исключения.

Апостол Павел говорил о воскресшем Христе как о новом Адаме: как в Адаме мы умирали, так во Христе – оживаем (см. Первое послание Коринфянам. 15. 22). Такая возможность открыта каждому человеку.

Но в тоже время Сам Господь предупреждает: свобода выбора остается. Но мы тут от Пасхи уже перешли к другому вопросу – о спасении.

-Пасхальному сиянию радуется душа.

-Да, Пасха – это явление в избытке Божественного света, как мы уже сказали. Но в полноте это свойство Царства Небесного, там он никогда не гаснет. Вот почему мы называем Царство Божие – Царством света.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ