Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Заповедь Христа: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся» дает нам свободу, неограниченные возможности, настоящее счастье. Открывает путь, по которому мы можем приводить к Богу других людей.

Привести к Богу – не значит ввести еще одно поколение в новое рабство. Нет, это как раз возращение полноценной жизни, широты души – каждому живому существу.

Некоторые святые старались сохранять, не рвать попусту даже травинку. Настолько они проникались чувством, что все желает единства с Богом, хочет жить. И уж тем более это относится к человеку, даже если тот искренне считает, будто ненавидит Господа и борется с Ним.

Когда мы хотим, чтобы другие люди нашли Бога, то, конечно, выражаем это в словах и делах. Но ничего не можем достичь, пока сами не станем сыновьями Божиими. Именно такую возможность открывает нам воскресение Христа: Бог пришел на землю, чтобы человек стал богом, вернулся на Небеса.

Спаситель сказал об этом глубоком единстве Творца и творения: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит…» (от Иоанна. 14. 12).

Сердцем человек хочет мира – и это соответствует заповеди «Блаженны миротворцы…». А когда он от избытка этого желания начинает говорить слово другим, то уже переходит к следующей заповеди – «Блаженны изгнанные правды ради». В ней – продолжение того же несения Христова мира людям, но уже делом. И апостолов, действительно, гнали, преследовали, но они не хотели отвечать злом на зло.

Произнести честное слово устами об этом мире, слово правды, для нас очень важно. А правда – это отражение жизни Бога в какой-то конкретный, частный момент. Полнота правды – это уже Истина. Живая. Действующая. Сам Бог.

К сожалению, мы часто воспринимаем истину как нечто такое, что можно постичь. У нас на земле она, в основном, бывает мертва. А ведь Истина – Тот, с Кем можно быть рядом. Но это трудно объяснить людям.

Деятельное принесение мира другим будет отзываться в нас как некая радость. Хотя нести его – непросто. Потому что, как говорил Христос, «если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают» (от Луки. 6. 33).

Вот и мы идем и несем мир тем, кто пока борется с Богом. И если они нас замечают, откликаются, то это блаженство: мы соединяемся для Вечности, у нас появляется общая жизнь.

Все это мы переживаем, в основном, кратко и незаметно. Чаще всего – по отношению к своим детям. Родители, скажем, могут вести неправедную жизнь. Но детей все-таки не сразу развращают своим примером, а говорят:

-Учись, трудись!

Пусть это даже и не нравится детям. Но все равно родители – блаженны, потому что сказали правду, без которой невозможно жить. И надеются, что душа их сына-бездельника воскреснет.

Видите, как интересно: мы можем пережить свою родственность заповеди Христа «Блаженны миротворцы…», пусть и в очень малой мере. Но это значит, что она реально может стать свойством нашей души.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)