Интервью

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА

Эта тема стара, как мир. И так же интересна. Еву Господь, как известно, сделал из ребра Адама.

-И это значит, что они представляют собой единое целое, – говорит священник Михаил Потокин. – Библия указывает на духовный смысл любого события. Адам, увидев Еву, воскликнул, что она – плоть от плоти и кость от кости его. Но жизнь первых людей нам неизвестна. Даже святые отцы писали о ней крайне осторожно.

-Что ж, посмотрим на жизнь наших современников?

-Сравнивать нынешнего человека с первозданным Адамом никак нельзя. После грехопадения люди изменились. Мы живем по своим желаниям, эгоизму, самолюбию, тщеславию. У нас этого – целый багаж.
Из литературы мы знаем, что даже два века назад отношение к женщине, например, было иным. А сейчас и представить себе нельзя, что так могло быть, что за грязный намек вызывали на дуэль.

-Мужчина и женщина дополняют друг друга?

-Да, в природе человека остался божественный отблеск. Мы не можем ее окончательно испортить. И наших отношений – тоже, хотя к этому стремимся.
Ни грех, ни добродетель не имеют пола. Нельзя сказать, кто более жертвенный – мужчина или женщина. Но есть разделения по образу нашего служения.

-Что вы имеете в виду?

-Не человеческие качества, а именно способности. Мы же хотим посмотреть на мужчину и женщину с церковной точки зрения. И сразу увидим различие в чине воцерковления после Таинства крещения. Мальчиков заносят в алтарь, а девочек воцерковляют у алтаря.

-Но само Таинство – одно и то же?

-Абсолютно. Тут обозначено их служение Богу. У мужчины оно – священническое. Это не только служение иерея. Мужчина как бы является священником своей семьи. А женское служение посвящено семье, чадородию. И оба – благословлены Богом. Ни одно не поставлено выше другого. Они просто разные.
Нельзя же сказать, кто лучше – писатель или художник. Тут не сравнимые таланты. Но по их силе мы можем определить, что это, например, гениальный писатель.
Все Таинства – и причастия, и соборования, и миропомазания – совершаются одинаково над мужчинами и женщинами.

-За исключением Таинства священства?

-Да, потому что это служение мужчин.

-Все Таинства совершаются Духом Святым.

-А священник является посредником, который произносит молитвы. На него, по благодати священства, возложена эта обязанность.

-Но есть Таинство, которое может совершать женщина. Я имею в виду Крещение.

-По необходимости крестить может любой человек. Допустим, в случае смертельной опасности. Но это исключение. В чине Таинства должен участвовать священник.

-И оно потом должно быть доведено до конца, если возможно?

-Да. Имейте в виду, что это – частный случай. Он не может ни о чем свидетельствовать, ничего доказывать.

-Понятно.

-Конечно, какие-то греховные свойства больше вошли в женскую или мужскую природу. Грех мешает человеку выполнить его предназначение. И, наверное, грехи, которые мешают мужчине нести его священническое служение (в широком смысле), будут больше свойственны ему. А женщине – те, которые мешают выполнять ее предназначение как матери.

-Семья – это двое. Мужчина и женщина. Плюс их дети. Умирает кто-то из родителей. Почему считается, что после смерти он участвует в воспитании детей, а человек, ушедший из семьи – нет?

-Понятно, что в первом случае человек не по собственной воле покинул семью. И тут она сохранилась как нечто целое. Другое дело, если семья разрушена злонамеренно, осознанно. Измена влечет за собой много негативных переживаний. И, безусловно, сказывается отрицательно на всех – и детях, и родителях, если они живы. Любое худое событие не может привести ни к чему хорошему. Из одного источника не течет вода сладкая и горькая.
Правда, особенность современных людей состоит в том, что мы не можем построить нормальных семейных отношений.

-Почему?

-У нас не нормальна внутренняя ситуация. В нашей душе, естестве много пороков, которые не позволяют нам общаться друг с другом так, как это должно быть в семье.
Вот пример. Вы водите автомобиль. И в него поставили две бракованные детали. Редкий случай, когда они вместе будут работать хорошо. Скорее всего, одна разобьет другую. Может быть, они и притрутся. А, может, и сломаются.
Другое дело, какова степень этой ненормальности. И есть ли у нас стремление ее увидеть, исправить. Если оно есть, то это значит, что семья будет выпутываться из сложных ситуаций, конфликтов. Сохранит свою целостность.

-Психологи часто говорят об особенностях мужчин и женщин.

-Но забывают сказать о том, что и таланты, и ответственность у нас – одинаковые. И основы духовной жизни – тоже. А потом уже у каждого – свой талант, способности, возможности осуществить свое служение.
Нельзя сказать, кто больше умеет любить – мужчина или женщина. Тот, кто ответит: «Я!», - покажет, что он тщеславен, самолюбив и уж точно любить не умеет.
Нужно понимать, что наши отличия и пороки – это не свойства природы, женской или мужской, на которые мы часто ссылаемся. Как на бабушку, от которой нам эти грехи достались. Но тут не бабушка-природа виновата, а мы сами их приобрели. И свои болезни ни на кого не надо сваливать.
Иногда у людей есть желание уйти от прямого вопроса лично к себе: почему я не могу построить отношения с другим человеком? Почему у меня это не выходит? Конечно, не потому, что я мужчина (или женщина), а потому что живу неполноценной внутренней жизнью. И эта неполноценность разрушает все внешнее.
С этим надо бороться: осознать, понять. Выработать свое отношение. А не закрывать глаза и не оправдываться природой, происхождением, наследственными качествами.

-Но они тоже влияют на нас?

-Да, как и воспитание. Но в сознательном возрасте мы грешим – сознательно. И если отказываемся это признавать, то тут говорить не о чем.

-Да, получается сплошное лукавство.

-В современном обществе часто все ставится с ног на голову. Мы слышим о женском священстве в некоторых церквях, о безобразиях, которые совершаются полами (однополых браках и прочем). И видим, как далеко вниз могут зайти люди. Чувствуем ненормальность этого. И хорошо, что чувствуем. Значит, в нас остался внутренний ориентир, совесть.

-Не у всех.

-Да, наша природа так устроена, что мы можем падать и падать. Ниже, чем животные. У них отношения полов четко определены и не бывает однополых браков или такого, чтобы животное вдруг захотело сменить пол. Животный мир тут оказался впереди. Но – то ли еще будет.

-Умеете утешить!

-Природа – это то, на что Господь часто указывал как на пример. Ему задавали вопросы – и он отвечал на них притчами. Часто они брались из природных явлений: сеющий семя или пашущий поле.
На природу можно ссылаться, потому что она является отражением Божественного порядка, по которому создан мир. И природный порядок не нарушается. А человеческий – нарушается, потому что имеет духовную составляющую, которая позволяет совершенно радикально, до противоположности менять то, что нам дано. К сожалению, глубина падения – неисчерпаема. Как и высота подъема.

-Вот как?

-В храме на Богослужении мы читаем единственное житие святого. Точнее, святой – преподобной Марии Египетской. И видим, что личность, которая низко падала, может высоко подняться. Святая сама рассказывала об этом, исповедовала свое недостоинство – искренне и глубоко.
Та духовная высота, на которую она поднялась, была выражена даже во внешних чудесах. Это не самое главное в житии, но ими все подчеркивается. Внешняя святость дается человеку как знак особенной внутренней чистоты, горения. Житие преподобной составлено прекрасно – и надо порекомендовать всем прочитать его.
Тут нам открывается женская природа. Не чадородие, а святость явилась в Марии Египетской. Святость не бывает мужской и женской. Это святость души человеческой. И Бог нас призывает, чтобы мы стремились к ней.
Святые обоих полов понимали друг друга без слов. Не объясняясь. И это показывает: когда природа достигает святости, то разделения уже нет.

-А в падшей природе – есть?

-Да, разделения и особенности нами приобретены. Это подтверждается, в частности, тем, что семейный уклад на Западе и Востоке сформировался по-разному. Сугубо национально.
Для европейца многоженство пока недопустимо. А на Востоке оно традиционно, оправдано. Что ж получается? Если у нас женщина качественно дополняет мужчину, то там – количественно? (Улыбается)
Эти особенности Востока связаны не с мужчиной и женщиной как личностями, но, еще раз подчеркиваю, определены национальными традициями, воспитанием. И так далее.

-В Европе, кстати, складываются новые семейные традиции.

-В моду вошел феминизм и повлек за собой перестройку семейных отношений, пересмотр семейных ценностей и брака как такового. Лет 200-300 назад там было больше детей, поэтому европейцы и дожили до нашего времени. А сейчас они вымирают. Даже по такому простому показателю видно: внутрисемейные отношения изменились.
Меняются роли мужчины и женщины. Это проявляется и в пороках. Раньше, например, алкоголизм был свойствен мужчинам. Теперь женщины легко впадают в этот грех – и гораздо страшнее.
Конечно, всегда есть соблазн разделить мужчин и женщин – и критиковать или хвалить какие-то качества. А на самом деле в каждом человеке есть то, что можно покритиковать и похвалить.
Способности человека связаны с его предназначением. Мужчина больше способен к физической работе, логическим заключениям. Но и среди женщин много математиков, ученых.

-В смысле интеллекта – разделений нет.

-С другой стороны, мужчина меньше способен к воспитанию, уходу – не только за детьми. В больницах медбратьев почти нет, одни медсестры. В детских садах, школах тоже, в основном, работают женщины. У них больше терпения, внимания.
Разделение должно помогать нашему служению. И если не способствует, то это – как третья рука, которой ничего делать не будешь. Наши особенности – нельзя считать неравенством. Это разница. И судить о ней мы не можем. Что лучше? Что хуже? Одинаковые качества можно сравнить, а разные – нет.
Вот и монашество мужчины и женщины принимают одинаково.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ