Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Заповеди блаженства тесно связаны между собой – и как бы переходят одна в другую. Христос говорит: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся». И сразу же произносит: «Блаженны изгнанные за правду». Почему? Попробуем понять.
Часто бывает, что мы хотим все делать по-хорошему, а оно вдруг перестает получаться. Так и здесь. Я желаю правды, истины другому. Свидетельствую ему о Жизни. Но наши с ним отношения могут быть мертвы, я ему – безразличен. Он меня не слышит, остается равнодушен. И это не приносит мне изгнания.
Другое дело, когда человек начинает сопротивляться. Значит, в нем есть отклик на мои слова, он их воспринимает. Хотя неизвестно, захочет ли оставить их себе, жить ими. И вот тут без сопротивления не бывает. Мы падшие люди. Правда Божия в нашем мире всегда встречает и преодолевает некую враждебность.


Вот маленький пример, который прямо относится к нашему разговору. Допустим, я кому-то что-то дарю. Если это хороший подарок, его бывает жалко. Душа сопротивляется, не хочет расставаться с этой вещью.


Правда состоит в том, что я хочу поступить щедро, а сам-то – не щедрый! Но эту грань стараюсь переступить.


Подарок – это свидетельство единства. Чего хочу себе, того же – и другому. Иное дело – благотворительность. Тогда отдавать приятно, почетно. Ты снисходишь к другому, чувствуешь гордость за себя: вот как я его осчастливил! А должна быть мука: «Надо же, Господи, жил себе тихо, спокойно, а теперь остальные будут пользоваться тем же, чем и я. Даже в большей степени».


Мы все-таки должны знать, в каких условиях живем, что с нами происходит. Зерно брошено – и не сразу появляются всходы. Мы хотим воспитать, вышколить, своих детей. Но они противятся словам, которые мы «сеем» в них. Когда они взойдут? Неизвестно. Чтобы нести правду, нужно терпение.
В заповеди не сказано, что нас изгонят навсегда – как отрубят. Но на земле необходимо время для взаимодействия правды и неправды в человеке. Здесь блаженство – эта борьба и ее результат.


Снова вспомним притчу о блудном сыне. В доме идет пир, отец радуется, что сын вернулся из страны далекой. В это время с поля приходит второй его сын – старший. Он не называет младшего своим братом. Говорит отцу: «Твой сын». И отец отвечает: «Это твой брат, он пропадал и нашелся. Был мертв и воскрес».
Любое взаимодействие с другим человеком (беседа, внимание) – это обмен душ. И если я хочу быть в единстве с другим человеком, то делюсь с ним тем, что имею. Правда всегда будет воспринята с противодействием. Но это не должно меня раздражать. Тут нужно помнить: если кто-то со мной делится правдой, он тоже терпит от меня. Скольких друзей мы сами изгнали из своей жизни! Потому что не хотели (и не хотим) знать правды. Ни от людей, ни от Бога.


Господь прямо говорит нам, что мы Его гоним. Но для Него – не мука, а блаженство принимать нас: насильников, распинателей, мучителей.
А для нас блаженство то, что Он не отказывается от Своих больных детей. Значит, это заповедь взаимности.


Тех, кто нам дорог, мы обычно бережем от своих проблем. Не мелких, денежных, а серьезных: своей злости, раздражительности. Надеемся, что они нас не оставят, потерпят. Будут гонимы нами, но не испугаются этих внешних вещей, а останутся преданы глубокому внутреннему родству. Миру Божиему, который нас связал.


Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение в следующем номере)