Азы


ЗАПОВЕДИ ХРИСТА


(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Заповеди Христа говорят о законах жизни двух личностей. Почему? До потому, что жизнь начинается тогда, когда есть, с кем ее разделить, когда человек не одинок.

Иногда жизнь вдвоем останавливается. Иначе говоря, становится привычной, обыденной, постоянной. Прекращается узнавание, обновление. Исчезает влюбленность. А она как раз и состоит в том, что один – познает другого. Признак влюбленности – все новые и новые открытия.

Мы говорим о Боге как о Существе непознаваемом. И это – положительно. Значит, человек будет познавать Его вечно. Влюбленность, в которой Господь открывается нам, у нас никогда не закончится.

И вот что важно: узнавая другого, мы узнаем себя. Заповеди блаженства указывают на развитие этих отношений. Например, алчущие и жаждущие правды, которые только-только подходят к этой заповеди, понимают: у них пока этой правды нет. Но где-то она существует, кто-то ею – уже живет.

Позже они узнают: полнота правды называется Истиной – с большой буквы. Истина – это Бог. И на всем, к чему Он прикасается, остается Его печать – свидетельство о Нем. Эти многообразные свидетельства  открывают нам жизнь Бога: какая она.

Заповедь говорит: алчущие и жаждущие насытятся. Насыщение происходит, когда человек встречается с правдой, рад ей, понимает, отличает ее от полуправды и неправды.

Правда проявляется в чистоте, полноте, а так же – в деталях, она не искажается в них. Правдивые отношения двоих – равные (ни один не возвышается над другим), постоянные, в них есть преданность, верность, благодарность. И совесть чувствует это.

Когда такие отношения возникают с Богом, человек начинает ими напитываться. Алчущий – насыщается. Встречается с Истиной – и Она (Бог) делает его свободным.

Такой человек может поделиться своим опытом с остальными:

-Знаете, не стоит размениваться на мелочи, бросаться на фальшивки! Лучше терпеливо ждать, пока вырастут подлинные отношения.

И другие люди отзываются на это. Они тоже могут быть не согласны на притворство, лицемерие, подмену правды – ложью.

Но само наше устроение таково: однажды выбрав предательство, себялюбие (а не братолюбие или боголюбие), мы начинаем противиться Истине и любым проявлениям правды. А кто из нас никогда не предавал? Таких нет. И этот выбор, сделанный однажды, потом проявляется в каждой нашей клеточке, в любом поступке. Это и есть путь разрушения, греха.

А путь созидания – противоположен ему. Тот, кто решил на него ступить, в главном – уже выбрал. Но переменить все «клеточки», привыкшие жить предательством, ему непросто, даже мучительно. Это и есть тесные врата, через которые нам все время приходится проходить и истинно свидетельствовать о самом себе, своем падении.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)