Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА


(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

В 50-м псалме говорится: «Жертва Богу дух сокрушен». Почему – жертва? Ведь Господь нас прощает, милует, все нам дает, награждает. Чем же мы жертвуем? Что от себя отрываем?


Оказывается, наше сокровище – это грех. Отказаться от него – действительно жертва для нас. Потому так труден путь к внутренней правде, просвещенности Богом. У святых отцов об этом постоянно говорится.


Если этот путь труден для меня, то и для остальных – тоже. Честный человек это понимает и начинает всех жалеть. Вот они увидят себя – и ужаснутся, испытают боль, уныние, обиду. Иначе не бывает: когда нам показывают наши грехи, душа восстает, ярится. Борется и оправдывает себя.


На пути правды человеку открывается, что он  был эгоистом. Но все меняется, когда он принимает Истину. Ведь правда живет – не собой, а другими: Отцом, детьми. Их жизнь – важнее, чем собственная.
Человек шел к Истине, и когда Она его достигает (именно Она!), ему становится важно, чтобы Ее узнали другие. Вопреки всему. Даже если ему самому будет трудно, невыносимо.


Ключ к окружающим людям у нас всегда есть: это милость, прощение, готовность перетерпеть все, только бы Бог не отвергся их. Об этом говорит нам заповедь «Блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть Царство Небесное».


Христос сказал: что делали Мне, то будут делать и вам. Грешный человек обязательно сопротивляется правде. Но Христос верит в нас. Да, мы можем распять, оплевать, предать. Зато потом способны (каждый на своем этапе) признать: «Господи, что я творю? Я отрекался от Тебя и умывал руки!»


Сама по себе борьба эта не является окончательной. Если он признает, что все это было и скажет «прости», то Истина достигает его. Правда, с которой он боролся, милует и прощает.


Все предыдущие Заповеди блаженства уже осуществились в этой. Человек рад пострадать за своих. Все ему – родные. В том числе и самый страшный злодей, которого мы считаем «зверем». Он тоже становится тогда нашим сыном.


Апостол Павел в Послании к Римлянам писал о своих духовных чадах: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих» (9. 3). По сути – умереть, только бы они жили. То же самое говорил святитель Филарет Московский (Дроздов). Для них блаженство изгнания – награда не в будущем, а в настоящем.


И это удивительно для нас. Мы же прогоняем скорби, просим: «Господи, избавь нас от страданий и болезней!» А есть иная, духовная жизнь. Человек входит в нее – и начинает благодарить скорби и болезни. Но раньше времени этого делать не надо! До всего нужно дорасти.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)