Откровения

БЕЛЫЕ ЦВЕТЫ И ТРУДНЫЙ ПУТЬ ЖИЗНИ

В 80-е годы прошлого века в Советский Союз из Австралии приехала Любовь Петровна Миллер – автор книги о преподобномученице Елизавете Федоровне Романовой. В узком кругу организовали встречу с писательницей.

-Было коммунистическое время, а она так естественно говорила: «Господа!» - вспоминает Татьяна БЕЛЕВИЧ, заслуженная артистка России, директор Русского духовного театра «Глас». - Но мы-то все были товарищами! И мне так понравилось это слово: красивое, возвышенное. Я тоже начала говорить: «Господа!»
До сих пор это кое-кого шокирует. Возражают: мы не господа, а рабочие. И приходится объяснять, что «господа» – производное от Господа. Мы же рабы Божии, поэтому – господа.
-Интересная трактовка, Татьяна Георгиевна. Вы тогда от Миллер впервые услышали о великой княгине?
-Да, и тоже захотела рассказывать о ней. Мы с мужем Никитой Сергеевичем Астаховым (художественным руководителем «Гласа» - прим.) подошли к Любови Петровне и попросили разрешения использовать ее книгу для постановки. Она разрешила.
-Спектакль «Крест-хранитель» имел большой успех.
-В нем была показана не только Елизавета Федоровна, но и революционное время. Революционеры, влекомые темной силой, шли «без креста», как писал Александр Блок в поэме «Двенадцать». А наши святые: Патриарх Тихон, новомученики Российские, – шли с крестом, и отдавали за это жизни.
Для нас важно было раскрыть настоящую силу креста. Его боялись в советские годы. В конце 80-х мы приехали в Феодосию вместе с нашим духовником отцом Георгием Докукиным. И сделали там Крестный ход к месту захоронения Айвазовского. Рядом бежал мальчишка и кричал: «Могила! Могила!» А ведь крест – это наша защита и наше спасение.
-Когда люди восхищаются друг другом, происходит их внутренняя встреча.  Так бывает и в наших отношениях со святыми. Что для вас особенно важно в Елизавете Федоровне?
-Меня всегда притягивала красота. Знаете, у нас на курсе в театральном институте все девчонки были красивыми. И педагог говорил: «Вам будет тяжело в жизни». А мы удивлялись: «Почему это? Нам-то как раз должно повезти!» - «А вот увидите!»
Прошло много лет, у меня сейчас солидный юбилей.
-Поздравляю вас с ним!
-И теперь-то я знаю, как трудно бывает красивым женщинам.
-Почему?
-Больше искушений, препятствий, зависти. Мне кажется, Елизавета Федоровна это все перетерпела.
Она же не русская по крови. Ее даже немецкой шпионкой называли. Но по духу – настоящий православный человек. Построила для Москвы Марфо-Мариинскую обитель милосердия.
-С большими препятствиями.
-Святейший Синод не утверждал Устав обители. Это же обидно, когда хочешь сделать доброе дело – и от самых близких, уважаемых людей, тем более – священства, идет такое непонимание. Елизавета Федоровна перетерпела и это.
-Ей предлагали уехать из России после революции.
-Но она этого не сделала. Значит, такова ее любовь к мужу Сергею Александровичу Романову. Елизавета Федоровна говорила: «Я обожаю его!» И через него полюбила наш народ и нашу религию. А мы – полюбили ее.
Вот я думаю: как это возможно – отказаться от всего, что имеешь? Она находилась в красоте, ходила в бриллиантах, жемчугах. Это же были люди не бедные, а первые лица государства. И отказаться от такого – кто теперь может? Именно – отказаться?
-Меня это тоже удивляет. Но святые понимали: есть богатство материальное, а есть – неоценимое, духовное. Оно – выше.
-Согласитесь, всегда интересно знать, какой земной путь прошел святой.
-Да, интересно. Почему вы сделали еще один вариант спектакля с другим названием – «Великая княгиня Елизавета Федоровна (Возвращение)»?
-Во-первых, потому, что открылись новые документы. Меня поразило завещание Елизаветы Федоровны. Она отменила все предыдущие распоряжения и просила похоронить ее в Марфо-Мариинской обители, в склепе храма Покрова Пресвятой Богородицы. На месте, предназначенном для настоятельниц.
-А во-вторых?
-Изменилось время. Нам захотелось говорить о святости правителей России, государственных лиц. О великом князе Сергее Александровиче, генерал-губернаторе Москвы. А они с Елизаветой Федоровной – единое целое.
-Он тоже был оболган. Чего только о нем не писали!
-Это живые люди, которые танцевали мазурку, знакомились, влюблялись, дарили цветы, делали красивые прически.
И к чему пришли на жизненном пути? К святости. Сами шли на пытки, на смерть.
-Вы ведь ездили в Алапаевск к той шахте, в которую сбросили Елизавету Федоровну?
-Да, сразу после премьеры «Креста-хранителя». Сейчас возле этой шахты построили монастырь, а тогда ничего не было. Только яма. И все полезли брать землю из нее. Я тоже.
-Зачем?
-Я так понимала, что эта земля – святая. Часть ее я хотела оправить Любови Петровне Миллер. Для наших эмигрантов горсть русской земли – особая ценность. Эту землю мы положили дома за икону. На пакете было написано «Е.Ф.» – Елизавета Федоровна.
Через какое-то время нас позвали выступить на телевидении. Мы решили показать отрывок из спектакля «Крест-хранитель» и предложили режиссеру: «Давайте привезем на съемку землю, покажем ее, а потом будем рассказывать». Он согласился.
Утром достаю пакет из-за иконы. Чувствую – пахнет.
-Чем?
-Хорошими-хорошими духами. Потрясающими. «Может, - думаю, - я в этом пакете когда-нибудь духи несла?»
-И немножко пролила?
-(Смеется) Спрашиваю: «Никита, тебе ничего не кажется?» Он говорит: «Чем-то пахнет». Я все-таки решила пересыпать землю в тряпичную салфетку. Завязала узлом. Приехали в Останкино. Переодеваемся. А по студии – идет благоухание.
Приезжает отец Георгий Докукин. Спрашиваю его: «Батюшка, вам ничего не кажется?» Не объясняю, в чем дело. А он уже принюхивается и удивляется: «Миром пахнет! Откуда?»
Тогда у режиссера спрашиваем: «Свидетельствуете, что земля благоухает?»
-Слово-то какое нашли!
-Он отвечает: «Свидетельствую!» Мы тогда записывали отрывок из спектакля, я говорила текст, а благоухание продолжалось.
Правда, потом меня упрекнули: «Интересно! Все землю брали! Ни у кого не заблагоухала, а у них – пожалуйста!»
А вдруг эту передачу смотрел какой-нибудь шестилетний будущий святой? И он эту информации получил.
-Вы молитесь Елизавете Федоровне? Ваша связь с нею не прекращается?
-Мне не хочется об этом говорить, чтобы внутри ничего не потерять. Но я знаю: каждый раз играть спектакль – ответственно. И надо поработать во славу Елизаветы Федоровны. Потрудиться для нее. Чтобы люди знали о ее подвиге. Почувствовали близость этого человека.
Тут есть момент деликатный: как бы не соврать, не осквернить ее образ. Осмысляешь ее путь. А мы могли бы так? Хоть чуть-чуть – приблизиться к этому? Ведь многие пугаются монастыря как чего-то мрачного. Хотя, говорят, настоящие монахи – веселые.
-Есть такое утверждение.
-И вот что еще меня с ней объединяет! (Улыбается) Она же была покровительницей театров. Вместе с великим князем Сергеем Александровичем стала соучредителем МХАТа!
Когда про театры говорят, что это – только скоморохи, лицедеи и плохие люди, то скорей всего не знают: первые лица дореволюционной России, святые люди думали иначе. Домашние спектакли разыгрывали.
-И Елизавета Федоровна?
-Да. У нее был прекрасный голос – альт. Она, например, читала монолог Татьяны в «Евгении Онегине». Но это тоже недавно открылось.
Есть много удивительных моментов, которые нас с Никитой сопровождают. Я не делаю никаких выводов. Но существует какая-то неразрывная связь между людьми.
-И что за моменты?
-В этом году 17 февраля мы играли «Возвращение» в храме Христа Спасителя. Такое произошло впервые: театральный спектакль – в Зале церковных соборов. И оказалось, что именно в этот день убили Сергея Александровича
Может быть, не без покровительства великой княгини мы попали на эту сцену?
-Не исключено.
-Господь так устроил, что наш театр находится рядом с Марфо-Мариинской обителью. А вдруг это тоже помощь Елизаветы Федоровны?
-Вполне возможно.
-Мы с Никитой венчались 18 июля. В день преподобного Сергия Радонежского. Между прочим, небесного покровителя великого князя Сергея Александровича. Елизавета Федоровна еще не была прославлена, и мы не знали, что это день ее памяти. Венчал нас в храме Покрова на Лыщиковой горе священник Сергий Романов.
-Да что вы?
-И у нас был букет белых лилий. Я хотела подарить его батюшке. А он не взял. Сказал: «Пусть они у вас дома стоят». И они простояли долго-долго.
Елизавета Федоровна любила белые цветы. Сергей Александрович украсил ими вагон поезда, в котором она ехала в Россию. И карету, на которой она въезжала в Петербург. Красиво, изящно, изысканно. Для этого надо иметь тонкую душу, высшее творческое начало. И любовь.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

P.S. Марфо-Мариинская обитель милосердия восстановлена. В нее прибыла частичка мощей святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны